В каком направлении движется российский автопром?

Российский автопром получил указания по направлению развития до 2035 года. Однако на практике реализации этих планов в сложившейся ситуации разъяснения от чиновников пока отсутствуют.

Премьер-министр Мишустин утвердил «Стратегию развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года». Хорошо хоть кто-то представляет, что делать с нашим автопромом. Хуже то, что кратко излагать основополагающие мысли составители документа не умеют. Или не хотят – для придания солидности. Попробуем разобраться, игнорируя успехи, о которых в документе тоже нашлось место. Интереснее прочитать про борьбу с недостатками.

Отрицательный торговый баланс назван первым недостатком, обусловленным ростом сборочных производств иностранных автомобилей. Приобретение компонентов частично заменило закупку готовых машин. Отечественные комплектующие не пользуются спросом – предпочтение отдается зарубежной продукции. Старение автопарка общеизвестно. Говорить о газомоторном транспорте фактически бесполезно, так как инфраструктура находится в плачевном состоянии: на всю Москву построено лишь 14 АГНКС. Что касается электромобилей, то и вспоминать о них смешно.

Посыл ясен: нужно избавиться от зависимости от недружественных стран во всех сферах – технологиях, компонентах и прочих. Вместо этого предлагается сотрудничество с дружественными странами – надеемся, таких еще осталось. Но выхода нет: взять хотя бы электронику. Развивать производство высокоинтегрированных микросхем с нуля невозможно: это займет десятилетия и никогда не окупится. Остается локализовать производство зарубежных компонентов практически по всем позициям каталогов – микропроцессоры и АКП, турбокомпрессоры и нейтрализаторы, подушки безопасности и датчики – словом, от стали до лакокрасок. А что же умеем мы сами? Получается, только стекло и шины…

Прогнозируют, что в этом году будет продано 810 тысяч легковых автомобилей (комитет АЕБ более осторожно оценивает цифру в 770 тысяч, включая легкий коммерческий транспорт). Из этого количества 515 тысяч будут собраны в России. К 2035 году продажи вырастут примерно вдвое, а избыток производства пойдет на экспорт для обеспечения положительного торгового баланса. Однако скептики отмечают, что к 2030 году средний возраст автопарка составит около 20 лет.

Кто будет непосредственно заниматься всем этим? Перечень исполнителей очевиден – ФГУП НАМИ, НТЦ ГАЗа, КамАЗа, ВАЗа и даже УАЗа. Планируется увеличить инвестиции в НИОКР в 8 раз! Однако по части новых двигателей и коробок нам, возможно, все-таки поможет зарубежье – по заветам великого комбинатора. Имеются в виду дружественные страны. Что-то боязно за судьбу субсидий – дойдут ли они до инженера или оставит его у дедушкиного кульмана с логарифмической линейкой?

Электромобиль признан перспективным видом транспорта. Масштабное производство силовых установок – неизбежная задача. Производство электрических машин у нас ведется с давних времен. К 2030 году планируется достичь производства 217 тысяч электромобилей. В прошлом году было продано чуть более двух тысяч новых электромобилей. Главным препятствием для покупателей остаются высокая цена и отсутствие инфраструктуры. Быстрых зарядных станций практически нет, даже в Москве их не так много: 68 быстрых и 360 медленных. В этом случае, если люди массово откажутся от углеводородного топлива, обычные розетки окажутся бессильны.

Изображение: img.freepik.com

Есть стратегия — всё лучше, чем её отсутствие. Остаётся надеяться на позитивный исход событий.

Что еще почитать:

За нарушение правил выброса отходов нарушителю грозит штраф в размере 200 тысяч рублей.

Автодорожные камеры: способ отъема средств?

Как власти пытаются избавиться от автовладельцев