В каких ситуациях полного привода недостаточно для внедорожников?

Современные системы полного привода не могут передавать крутящий момент на колеса, где отсутствует сопротивление.

Перейдя из машины в подобие компьютера на колесах, многие автовладельцы уверены, что бортовой компьютер может перераспределить крутящий момент от двигателя при необходимости, и машина продолжит движение. Реклама только усиливает эти иллюзии. Тем не менее, законы физики пока никто не отменял. И если самый мощный внедорожник окажется на идеальном льду или посадятся на брюхо, то никакая электроника не сдвинет его с места, если колеса не цепляются за поверхность.

Представим ситуацию: легковой автомобиль («Жигули» или «Гранта») заехал одним ведущим колесом на скользкий участок дороги, например, обмороженный трамвайный рельс. Второе ведущее колесо стоит на асфальте, но не помогает: момент на обоих колесах равен нулю. Всё оттого, что дифференциал выравнивает моменты на обоих колесах: если на одном колесе ноль, то и на другом будет то же самое. Электроника в этом случае не поможет.

Изображение: img.freepik.com

Решение известно давно: необходимо заблокировать дифференциал. Самоблокирующие дифференциалы, так называемые «самоблоки», или дифференциалы повышенного трения (LSD), могут выполнять автоматическую блокировку. Электроника не перебрасывает момент, а лишь создает условия для его появления в нужном месте. Это развитие АБС. Система обнаруживает буксовое колесо и понимает, что сопротивление вращению у него невелико. Автомобиль тянуть это колесо не будет. Второе колесо с лучшим сцеплением стоит на месте: дифференциал работает! Электронный блок активирует гидронасос, подавая жидкость в тормозной цилиндр буксующего колеса. Колодки сжимаются и притормаживают диск. Ощутив сопротивление, момент на обоих колесах растет. Колесо с хорошим сцеплением помогает автомобилю тронуться с места.

На многих полноприводных автомобилях, от «Дастера» до «Рейндж Ровера», такая система позволяет исключить блокировку всех дифференциалов. Она снижает скорость вращения буксующих колес, способствуя передаче момента на колеса с лучшим сцеплением с дорогой. По такому же принципу работает полный привод кроссоверов и большинства универсальных внедорожников.

Спасительное сопротивление

Многие ошибочно думают, что работающий двигатель всегда производит момент. Момент появляется только при выполнении полезной работы, то есть при наличии нагрузки. Без сопротивления нет момента. Это относится и к буксующему колесу: подать на него момент не сможет ни один микропроцессор! Если «Нива», настоящий «ламповый» 4WD, зависнет хотя бы одним колесом в воздухе или угодит колесом на скользкий лед, то крутящий момент на всех ее колесах и маховике двигателя тут же падет до нуля. Нет сопротивления – нет момента! Чтобы продолжить движение, надо создать мотору сопротивление: искусственно увеличить трение в дифференциале (вплоть до его блокировки), притормозить вращающееся колесо или применять дедовский способ с затягиванием стояночного тормоза. Все подобные приемы лишь создают условия для появления крутящего момента в нужном месте.

Изображение: img.freepik.com

В конце – разоблачение старого киношного приема, где герой фильма сажает машину на два боковых колеса, но продолжает движение. Обычный серийный автомобиль так поступит не смог бы, даже с сотней микропроцессоров. Дифференциал сразу снизит момент на приземленном колесе до нуля. Зрителю об этом знать не нужно…