В гонках WRC: «Акрополис» и «Турция» — смелость против коварства

Чемпионат мира по ралли. Гонки «Акрополис» и «Турция». Отвага и опасность.

После неудач на ралли «Акрополис» команда BP Ford Abu Dhabi в Турции составила и успешно осуществила хитроумный план, который принес им двойную победу.

WRC. Яри-Матти Латвала

© Фото: 5 колесо

Ford приехала в Грецию с хорошим настроением — два предыдущих сезона команда побеждала на «Акро­по­ли­се», да и начало гонки было за пилотом «Го­лу­бого овала» Яри-Матти Латвалой. Микко Хирвонен, при всех благоприятствованиях исторических фактов, не мог быть доволен началом ралли — ему досталась стартовая позиция. «Мы старались изо всех сил, но ехать быстрее соперников не могли» — сказал Микко. Стартовавший вторым Себасть­ян­ Лоэб события не торопил и победил на втором спецучастке лишь потому, что Яри-Матти Латвала чуть сбросил темп. «В прошлом году нас развернуло на СУ2 и мы едва не оказались в канаве, а Лоэб показал тогда лучшее время. В этом году я был осто­рожнее, но мы опять едва не вылетели с дороги, а Себ меня опять обошел!» — рассказывал Яри-Матти. Тем не менее, после первых трех спецучастков молодой финн опережал Лоэба! Сейчас уже сложно поверить в то, что 23-летний Латвала впервые сел за руль автомобиля WRC всего пять лет назад. И произошло это в Греции.

К этому моменту гонка уже понесла потери: Джанлуиджи Галли повредил подвеску Ford о камень, а на Suzuki Тони Гардемайстера отказал двигатель. Петтер Солберг же сверкал «фирменной» улыбкой, за которую получил прозвище «Голливуд»: «Новая Impreza далеко не идеал, но, несомненно, у машины есть большой потенциал». Дела шли неплохо — экипажи Subaru занимали пятое и восьмое места и, что самое главное, не имели технических проблем.

Шестой спецучасток стал препятствием для экипажей Ford: машины Латвалы, Хирвонена и Халида Аль Кассими финишировали с поврежденными подвесками. В итоге Латвала опустился на шестое место, а Хирвонен — на седьмое. Стоит отметить, что последний, «суперспециальный» участок выиграл эстонец Урмо Аава на частном Citroen C4 WRC. Это его первое лучшее время на спецучастке WRC.

WRC. Яри-Матти Латвала

© Фото: 5 колесо

Второй день гонки стал самым трудным в ралли «Акрополис-2008», возможно, и во всем сезоне чемпионата мира. Гравий вынудил Себастьяна Лоэба снизить скорость, затем чемпион мира пробил колесо. До финиша Себастьян добрался, но лидером стал его коллега по команде Даниель Сордо. На дорожной секции у Citroen взорвалось колесо, а на спецучастке испанец потерял четыре минуты и занял седьмое место. Лидером вновь стал Лоэб.

Надежды Ford на успех на земле Эллады таяли. Хирвонен показал лучшее время на 8-м спецучастке, но на следующем налетел на груду гравия и серьезно повредил тормозной диск. На его машине начались проблемы с задней подвеской — неисправность, похожая на ту, что была у Латвалы в Иордании. У Латвалы дела шли еще хуже. Когда Яри-Матти добрался до четвертой позиции и отставал от лидера на 47,4 секунды, на Ford сломался турбонаддув. На финише последнего спецучастка дня Латвала занимал восьмое место, проигрывая Себастьяну 3 минуты 17,7 секунды. Перед заключительным днем ралли Петтер Солберг был вторым, Хеннинг — третьим, а на четвертую позицию поднялся Микко Хирвонен.

В последний день не ожидалось тактических изысков — экипажи стремились сохранить достигнутое накануне. Крису Аткинсону не повезло — он разбил подвеску Subaru и выбыл из гонки. На финише его готовился встретить с поздравлениями исполнительный директор Fuji Heavy Industries Икуо Мори. Себастьян Лоэб одержал свою 41-ю победу на этапах WRC.

К середине сезона в зачетах чемпионата мира сложилась напряжённая ситуация. Перед ралли «Турция» Себастьян Лоэб уступал Микко Хирвонена на одно очко, а его команда отставала от BP Ford Abu Dhabi на два очка. Фордовцы желали иметь более значительное преимущество, так как три из оставшихся семи гонок пройдут на асфальте, где пилоты Citroen традиционно сильны. Над машинами Ford провели серьёзную работу: повреждения подвесок на «Акрополисе» стали для инженеров серьёзным поводом для беспокойства. В Великобритании срочно изготовили более прочные детали. Для машин Suzuki SX4 WRC турецкий этап стал их последним появлением в нынешних спецификациях. Уже перед ралли «Финляндия» будет готова новая омологация автомобилей. Тем временем в команде Ford ожидают разрешения FIA на доработки машин для асфальтовых ралли и надеются, что омологация изменений пройдёт до ралли «Германия».

WRC. Хеннинг Солберг

© Фото: 5 колесо

Первый классический спецучасток прошел на максимальной для этого ралли высоте — 1800 метров над уровнем моря. Трассу, усеянную камнями, предстояло расчищать Лоэбу. Лучшее время здесь показал Урмо Аава, стартовавший 11-м. Второе место занял Джиджи Галли (7-я позиция на старте), а третье — Миккельсен, который стартовал 13-м. Латвала уверенно стартовал с четвертой позиции, но вскоре пробил колесо. Он не стал останавливаться для замены и потерял много времени, заняв 14-е место. Далее ситуация начала стремительно меняться. Везение Аавы было недолгим — уже на следующем спецучастке он разбил подвеску своего Citroen. У Галли неожиданно загорелся автомобиль. Латвала поднялся на четвертое, а затем и на третье место. По прибытию на полуденный сервис молодой финн был уже вторым, а экипажи на машинах Ford занимали первые четыре места. И настоящее «шоу» устроили пилоты Suzuki! Тони Гардемайстер из-за проколотого колеса потерял контроль над машиной и врезался в измерительное оборудование судейского поста. А на машине Пер-Гуннара Андерссона «взбесилась» система пожаротушения, самопроизвольно залившая пеной весь кокпит машины.

Чемпион мира проявлял осторожность, что позволяло ему сохранять третью позицию. Латвала трижды сломал колеса в течение дня, но признавался, что и до поломок отставал от Лоэба. В то же время Яри-Матти занимал второе место, проигрывая Хирвонену 9,8 секунды.

К концу второго дня соревнований у участников оставалось два спецучастка. Аналитики Ford разработали план, благодаря которому пилоты команды получили выгодные стартовые позиции в субботу, а Лоэбу предстояло расчищать трассу (см. врезку «Турецкий гамбит»). Лоэб разгадал этот план, но руководство Citroen медленно реагировало на действия соперника. Хирвонен выигрывал участок за участком, а Себастьян скатился на четвертую позицию. Вскоре в лидирующей фордовской армаде произошли потери: турбонаддув отказал у машины Джиджи Галли, и итальянец опустился с 3-го на 8-е место. Его позицию занял чемпион мира, но от лидера ралли Себастьян отставал на 34,8 секунды. А Хирвонен мчался во весь опор: «Машина действительно позволяет ехать очень быстро. Надеюсь, она настолько же надежна…». В десятке лидеров было шесть машин Ford, экипажи Citroen занимали 3, 6 и 9 позиции, а Петтер Солберг уверенно держался на пятом месте. Но Citroen не собирался сдаваться: в конце дня Дани Сордо провел результативную атаку на позицию Петтера Солберга. Из ралли выбыли оба экипажа Suzuki.

WRC. Себастьян Лоэб, Даниель Элена

© Фото: 5 колесо

До финиша осталось три спецучастка, ситуация напряженная. Лоэб стартовал с выгодной позиции и готовился к битве. На первом спецучастке автомобиль Хирвонена заглох, экипаж потерял девять секунд, но Лоэб все равно отставал на 26,4 секунды. Победа Себастьяна на следующем спецучастке принесла ему всего 0,9 секунды. Дани Сордо обошел Хеннинга Солберга и вышел на четвертое место. Ford сохранил первое и второе места в ралли «Турция», а Лоэбу оставалось лишь признать, что нынешние правила проведения чемпионата мира далеки от идеала.

Турецкий гамбит

Возможность точно повторить тактические маневры BP Ford Abu Dhabi WRT отдается под сомнение. Согласно нынешним правилам, утром второго и третьего дня ралли экипажи стартуют в соответствии с позициями на финише предыдущего дня. Исключение составляют результаты «super special». Специфику трасс второго дня обсуждали все без исключения, особенно повторное прохождение спецучастков. Даниель Элена, штурман Себастьяна Лоэба: «При повторном прохождении дороги спецучастки оказались еще более сколзкими». Фил Милсс, штурман Петтера Солберга: «По дорогам повторяющихся спецучастков успели проехать и автомобили группы N, и моноприводные машины частных экипажей. С учетом различных траекторий движения неудивительно, что дороги были сплошь усеяны рыхлым гравием». Яри-Матти Латвала: «Подчас трассы спецучастков при втором их прохождении оказываются намного сложнее, чем при первом. И экипаж, которому приходится стартовать первым, теряет очень много времени, занимаясь их расчисткой». В пятницу вечером экипажи команды Ford занимали первые три места, а Себастьян Лоэб был четвертым.

PCWRC. Андриас Айгнер

© Фото: 5 колесо

Аналитики Ford планировали поставить Лоэба в невыгодное положение на следующий день, назначив ему роль «бульдозера». Гонщикам Ford, особенно Хирвонену, требовалось показать результат близкий к лидеру во второй день. Команда разработала стратегию реализации плана: Себастьян Лоэб должен был финишировать первым, за ним Яри-Матти Латвала, Джиджи Галли и лишь потом Микко Хирвонен. Это давало Хирвонену наиболее выгодное стартовое положение на следующий день. Хеннингу Солбергу выделили роль в этом плане: он неожиданно для всех завершил день на втором месте, что помогло команде Ford. Все прошло по плану: экипаж Латвалы следовал указанному времени, Хирвонен отстал от расписания на две секунды, но план реализовался. В конце дня Солберг опередил Лоэба на секунду, Латвала отстал от него на 0,1 секунды, Галли – на 1,1 секунды от Латвалы, а Хирвонен был пятым, отстав от Галли на 4,6 секунды. Четкость реализации плана достойна восхищения! Смелая и безупречно проведенная стратегия не гарантировала победы Ford, но сделала ралли невыносимо сложным для Себастьяна Лоэба и команды Citroen.

Латвала о ралли

WRC. Себастьян Лоэб

© Фото: 5 колесо

Пять лет назад в первый раз приехал на ралли «Акрополис». Мне было восемнадцать лет, и счастьем для меня было выступать на этой легендарной гонке. Это было ещё и моё первое ралли в составе заводской команды, первое ралли на машине WRC и всего второе ралли чемпионата мира. Тогда всё было новым, но результат сложился отлично — финишировали десятыми в «абсолюте». Я все пытался понять, как лучшим гонщикам чемпионата удаётся ехать так быстро: они выигрывали у меня до двух секунд на километр! Теперь я еду почти так же быстро, но до сих пор не понимаю, как можно поддерживать такую высокую скорость на протяжении всей гонки.

После успешного дебюта на «Акрополисе» результаты не складывались. Перед нынешней гонкой надеялись на успех. Старт удался: лидировали в течение трех первых спецучастков. Но последовал прокол колеса, повреждение подвески. Закончили седьмыми – пока мой лучший результат на ралли «Акрополис».

Опыт выступлений в Греции был у меня не велик, а на турецком этапе я выступал ещё меньше. Впечатление от увлекательной борьбы на ралли сохранилось до самого финиша. Воскресная битва за победу во многом была обусловлена тактическим планом команды Ford. Пятницу вечером мы должны были пропустить Себа вперед, чтобы он стартовал первым в субботу. План был великолепным, но рискованным, если что-то шло не так. Ошибка одного из гонщиков всего на две секунды на финише могла бы свести на нет усилия всех экипажей Ford. Нам нужно было поддерживать определенную среднюю скорость на протяжении всего спецучастка.

Из новостей Греции

WRC. Микко Хирвонен

© Фото: 5 колесо

Перед ралли «Акрополис» много новостей вызвало появление новой машины Subaru Impreza S14. Это последняя дебютантка на ралли чемпионата мира с нынешним техническим регламентом — с 2011 года в силу должны вступить новые правила. На этом же ралли был учрежден новый приз — награда имени Колина Макрея, предназначенная для гонщика с лучшим временем на спецучастках ралли «Акрополис». Колин пять раз побеждал на этом ралли и является самым успешным пилотом греческой гонки за всю ее 55-летнюю историю. Первым претендентом на награду стал Крис Аткинсон, заработавший для новой Subaru первое лучшее время на спецучастке и показавший наивысшую среднюю скорость — 99,17 км/час. Но на финише ралли его результат превысил пилот Ford Джиджи Галли — его средняя скорость на спецучастке составила 100,77 км/час. Галли и стал обладателем почетного приза.

Результаты 55-го BP Ultimate Acropolis Rally

1. Себастьян Лоэб, Даниель Элена
(Франция, Монако, Citroen C4 WRC) 3 ч. 54 мин. 54,7 с.
2. Петтер Солберг, Филлип Миллс
(Норвегия, Великобритания, Subaru Impreza WRC) 3 ч. 56 мин. 04,2 с.
3. Микко Хирвонен, Яармо Лехтинен
(Финляндия, Ford Focus RS WRC) 3 ч. 56 мин. 50,8 с.
4. Урмо Аава, Кулдар Сикк
(Эстония, Citroen C4 WRC) 3 ч. 59 мин. 14,4 с.
5. Даниель Сордо, Марк Марти
(Испания, Citroen C4 WRC) 3 ч. 59 мин. 44,1 с.
6. Меттью Уилсон, Скотт Мартин
(Великобритания, Ford Focus RS WRC) 4 ч. 01 мин. 06,0 с.
7. Яри-Матти Латвала, Миикка Анттила
(Финляндия, Ford Focus RS WRC) 4 ч. 01 мин. 42,2 с.
8. Хеннинг Солберг, Като Менкеруд
(Норвегия, Ford Focus RS WRC)4 ч. 04 мин. 08,7 с.

Результаты 8‑го Rally of Turkey

WRC. Микко Хирвонен

© Фото: 5 колесо

1. Микко Хирвонен, Яармо Лехтинен
(Финляндия, Ford Focus RS WRC) 4 ч. 42 мин. 07,1 с.
2. Яри-Матти Латвала, Миикка Анттила
(Финляндия, Ford Focus RS WRC) 4 ч. 42 мин. 15,0 с.
3. Себастьян Лоэб, Даниель Элена
(Франция, Монако, Citroen C4 WRC) 4 ч. 42 мин. 32,8 с.
4. Даниель Сордо, Марк Марти
(Испания, Citroen C4 WRC) 4 ч. 44 мин. 32,7 с.
5. Хеннинг Солберг, Като Менкеруд
(Норвегия, Ford Focus RS WRC) 4 ч. 44 мин. 40,8 с.
6. Петтер Солберг, Филлип Миллс
(Норвегия, Великобритания, Subaru Impreza WRC) 4 ч. 44 мин. 55,3 с.
7. Меттью Уилсон, Скотт Мартин
(Великобритания, Ford Focus RS WRC) 4 ч. 46 мин. 31,3 с.
8. Конрад Раутенбах, Дэвид Сениор
(Зимбабве, Великобритания, Citroen C4 WRC) 4 ч. 49 мин. 53,8 с.

PCWRC

WRC. Даниель Сордо

© Фото: 5 колесо

В Греции только одна машина Subaru N14 из пяти дошла до финиша. Победу одержал австриец Андриас Айгнер на Mitsubishi Lancer Evo IX. Такой же результат повторился в Турции, где это третья подряд победа для Айгнера. В турецком ралли также преобладали автомобили Mitsubishi: четыре из пяти первых позиций заняли экипажи на машинах этого бренда.

Положение в чемпионате после 4-х этапов

Счет такой: Айгнер набрал 30 очков, Кетомяя и Санделл — по 14, Ханнинен и Араджо — по 12, Нутахара — 10.