В ЕС решили отказаться от китайских аккумуляторов и делать свои
Европейцы запустили свою первую гигафабрику по производству литий-железо-фосфатных батарей. Таким образом, им впервые удалось импортозаместить важнейший компонент для сектора электромобилей — до этого момента батареи поставлялись главным образом китайскими компаниями. Выпуск какой продукции организован на заводе на юге Норвегии, какова мощность предприятия и что это на самом деле значит для европейского автопрома, — разбираемся в новом материале.
В Европе на днях была запущена первая на континенте гигафабрика по производству литий-железо-фосфатных аккумуляторов (LFP-батареи).
Завод базируется в норвежском городе Арендал на юге страны; предприятие возвели за 2 года и запустили в работу 16 августа. Производственная мощность — 1 ГВт*ч в год. В перспективе она может вырасти аж до…43 ГВт*ч — к 2028 году (именно такую цифру заявляют официальные лица). Самое главное — норвежцы стали первыми, кто импортозаместил в Европе LFP-аккумуляторы (!)
Предприятие возведено по проекту компании Morrow Batteries. Сейчас здесь выпускаются аккумуляторы в небольшом количестве — для ознакомления заинтересованных лиц с продукцией. Выпуск же товарных аккумуляторов начнётся ближе к концу 2024 года.
Что касается самих литий-железо-фосфатных батарей, то на первых этапах норвежский завод будет выпускать аккумуляторы так называемого «призматического типа» (что это такое — можно узнать в нашем специальном материале), предназначенные в основном для небольших систем хранения энергии — а также для различных коммунально-бытовых приложений.
Следующий этап — переход на выпуск самых современных литий-никель-марганцево-оксидных аккумуляторов (LNMO), нового поколения, — лития в них гораздо меньше, а в составе электродов нет кобальта.
Как уже говорилось, к 2028 году годовую мощность производства планируют довести до впечатляющей цифры в 43 ГВт*ч. Соответственно, для этого создадут ещё 3 производственных площадки, годовая мощность каждой из которых — 14 ГВт*ч аккумуляторов.
На самом деле, это не просто очередная новость из разряда «где-то там у них, и просто пиар». Если посмотреть на содержание компонентной базы электромобилей, которые сейчас предлагаются на европейском рынке, то окажется, что батареи — это настоящее «засилье» китайских компаний! И речь не только о тех машинах, которые импортируют в Европу из Поднебесной: европейские производители тоже сейчас в массе своей используют китайские аккумуляторы для своих электрокаров.
Поэтому, кто бы что ни говорил, а это, не будет преувеличением сказать, очень важный шаг для всего европейского автопрома в направлении импортозамещения ключевых компонентов в сегменте электромобилей. Посмотрим, что будет года через 3 — 4.