Утилизационный сбор с 2018 года: повышенные тарифы и расширенный перечень
Утилизационный сбор в 2018 году: повышенные тарифы и расширенный перечень.
Стоимость утилизационного сбора для легковых автомобилей осталась на прежнем уровне (20 000 руб.), однако коэффициенты, используемые для расчета суммы, были значительно пересмотрены. В частности, сбор с автомобилей малой вместимости с двигателем объемом до 1 литра увеличился на 16 %, а для наиболее распространенного класса легковых автомобилей с моторами объемом от 1,0 до 2,0 литра – на 90 %. Индексации также подверглись легкие коммерческие автомобили и электрокары. Для транспортных средств, оснащенных электродвигателями (за исключением гибридных моделей), сбор был повышен на 15 %. При этом, по мнению специалистов Аналитического центра при правительстве РФ, в дополнительной поддержке спроса на электромобили нет необходимости, поскольку он остается относительно невысоким. (Табл. 1.)
Корректировка размера утилизационного сбора на новые легковые автомобили, произведенные в России. |
|||||
Тип ТС | Коэф. расчета до 01.04.2018 | Сумма сбора до 01.04.2018, руб. | Коэф. расчета после 01.04.2018 | Сумма сбора после 01.04.2018, руб. | Изм., % |
С электродвигателями (за исключением гибридов) | 1,42 | 28 400 | 1,63 | 32 600 | +15 |
С рабочим объемом двигателя не более 1000 см3 | 1,42 | 28 400 | 1,65 | 33 000 | +16 |
С объемом двигателя св. 1000, но не более 2000 см3 | 2,21 | 44 200 | 4,20 | 84 000 | +90 |
С объемом двигателя св. 2000, но не более 3000 см3 | 4,22 | 84 400 | 6,30 | 126 000 | +49 |
С объемом двигателя св. 3000, но не более 3500 см3 | 5,73 | 114 600 | 5,73 | 114 600 | 0 |
С объемом двигателя св. 3500 см3 | 9,08 | 181 600 | 9,08 | 181 600 | 0 |
Физлицам разрешено ввозить транспортные средства для личного пользования, независимо от объема двигателя. | 0,17 | 3400 | 0,17 | 3400 | 0 |

Расчетные коэффициенты для тяжелой коммерческой техники остались прежними. Утилизационный сбор уплачивается производителями и импортерами транспортных средств. Эта мера была введена шесть лет назад после вступления России в ВТО и сокращения таможенных пошлин на автомобили. Она распространяется на новые и подержанные машины, ввозимые на территорию страны. В то же время, отечественные производители, разместившие производство автомобилей в России, получают компенсацию этих расходов от правительства в виде субсидий.
Повышение тарифов в текущей ситуации представляется необоснованным, поскольку российский рынок автомобилей только в прошлом году начал восстанавливаться (+12 %), и дальнейший рост цен может свести на нет эту положительную динамику. В первую очередь негативные последствия коснутся сегмента доступных автомобилей. Однако, если власти примут решение об отмене субсидий российским предприятиям (что вполне вероятно в сложившейся обстановке), то цены вырастут для всех участников рынка.
Увеличение утильсбора как способ защиты внутреннего рынка уместен преимущественно для автомобилей с пробегом. Однако, для физических лиц тариф остался без изменений и является относительно невысоким: за автомобиль, не старше трёх лет, предназначенный для личного использования, необходимо заплатить 3400 рублей, а за более старый – 5200 рублей.
Перечень транспортных средств, на которые распространяется утилизационный сбор, был также изменен. Так, в категорию прицепной техники (О4) включены полуприцепы. Следует отметить, что в прежней версии постановления об утилизационном сборе (ПП № 1291 от 26.12.2013 г.) учитывались только прицепы, что представлялось необоснованным, поскольку прицепы и полуприцепы различаются главным образом типом соединения с тягачом. (Табл. 2.)
Список прицепов категории О4, для которых предусмотрена уплата сбора. |
||
Виды и категории ТС | Коэффициент расчета суммы сбора | |
Новые ТС | Техника, выпущенная более трех лет назад. | |
Полные прицепы | 0,5 | 8,05 |
Полуприцепы | 0,5 | 8,05 |
Прицепы с центральной осью | 0,5 | 8,05 |
Инициаторами расширения перечня, подлежащего утилизации, ранее выступили крупные российские производители прицепной техники. Они обратились к председателю правительства Дмитрию Медведеву с предложением ввести сбор на собственную продукцию, мотивируя это тем, что прицепная техника является важной составляющей большегрузных автопоездов и должна подлежать утилизации наравне с тягачами и колесными шасси. Особую тревогу российских производителей вызвал вопрос импорта подержанной техники. По информации Росстата, в 2017 году объем импорта автомобильных прицепов и полуприцепов для грузовиков достиг 29 400 единиц. Около 40 % импорта приходится на подержанную технику. При этом каждый третий полуприцеп используется для транспортировки опасных грузов и, в соответствии с нормами Евросоюза, должен утилизироваться на территории ЕС, а не в России.
При расчете суммы утилизационного сбора в отношении прицепной техники используется базовая ставка в размере 150 000 рублей. Для новых транспортных средств применяется коэффициент 0,5, а для подержанной техники – 8,05.

В конечном счете, затраты на утилизацию, скорее всего, будут включены в стоимость для конечного покупателя, независимо от того, коммерческий это транспортное средство или легковой автомобиль. Однако существует и другая проблема: производители сталкиваются с нечеткими правилами, касающимися их ответственности за безопасную переработку отходов, образующихся после окончания срока службы изделия. Эта проблема представляется весьма значительной.