Уникальный советский микроавтобус ИЖ-042
Сделано в СССР: уникальный микроавтобус ИЖ-042
С выпуска первого автомобиля с конвейера завода Ижмаш в 1966 году конструкторы предприятия занялись разработкой новых транспортных средств. Первым автомобилем Ижмаша стал Москвич-408, документация на производство которого была передана из Москвы на завод малолитражных автомобилей. Однако самолюбие инженеров завода стало стимулом для творческой активности, в результате которой появились такие оригинальные конструкции, как переднеприводной Иж-13 «Старт», трехдверный внедорожник Иж-14 и «оспортивленный» пятидверный Иж-19.

В 1990 году, реагируя на появление в столице однообъемников «Арбат» и АЗЛК-3733, в Ижевске спроектировали (и через год построили) опытный образец компактного микроавтобуса Иж-042. Костяк команды, работавшей над микроавтобусом, составлял заместитель главного конструктора Ижмаша А. Кондрашкин, художники А. Палагин и О. Матюшин, а также главный конструктор предприятия В. Умняшкин. Сконструированный в спешке автомобиль был сырым, но новизна его концепции представляла безусловный интерес и делала проект перспективным.

В качестве образца был выбран японский микроавтобус Suzuki Every. Завод приобрел один экземпляр для детального изучения. Целью не было банальное копирование: ижевский микроавтобус был больше и тяжелее «японца». Например, длина кузова (чуть больше 4 м) на метр превышала длину дальневосточного прототипа. Ширина (1660 мм) была больше на 300 мм. А снаряженная масса (1100 кг) — на 300 кг. Зато выше оказалась пассажировместимость — «японец» мог взять на борт лишь четверых человек. Опытный образец имел симпатичный пластиковый кузов, базирующийся на несущем трубчатом каркасе. Впоследствии в производстве пластиковые панели предполагалось заменить на быстрозаменяемые металлические. Это позволяло создать семейство «042», куда, по мнению авторов, должны были войти микроавтобус, микроавтобус с высокой крышей, грузовая платформа, пикап, пикап с тентом и фургон.

Салон Иж-042, рассчитанный на троих пассажиров, был собран из деталей и с использованием материалов серийных отечественных автомобилей, в основном от хетчбэка Иж-2126. Передняя подвеска Иж-042 была независимой пружинной, а задняя — рессорной. Ее вместе с мостом позаимствовали у модели Иж-2717. В отличие от пружинной легковой задней подвески, этот вариант был рассчитан на повышенную грузоподъемность, как и спецшины, допускавшие увеличенную нагрузку в 650 кг. Для микроавтобуса использовалась пятиступенчатая механическая коробка передач и реечный рулевой механизм. В качестве силового агрегата для прототипа был выбран 1,8-литровый бензиновый двигатель мощностью 99 л. с. и крутящим моментом 140 Нм. По расчетам, с ним микроавтобус должен был разгоняться до 100 км/ч в два с половиной раза дольше, чем легковая «Ода», приемистость которой составляла 12 секунд. Расчетный расход топлива определялся величиной 13,5/100 км пути, что при 60-литровом топливном баке наделяло автомобиль приемлемым запасом хода. Расчетная максимальная скорость превышала 130 км/ч.


Перспективный Иж-042 оказался незамеченным. Машина появилась в разгар распада СССР. В те времена автомобильная промышленность была озабочена другими проблемами, и проект не получил развития.