Уникальные «Жигули»: пикапы, кабриолеты и «полседьмого»

Современные энтузиасты тюнинга преображают автомобили ВАЗ классической компоновки, но многие задумки давно реализовал сам завод.
САМ ИЗ РАБОЧИХ
В 1971 году впервые появились экспериментальные «Жигули», представленные в виде пикапов, которые не предназначались для продажи широкой публике.
Как и на других автомобильных предприятиях, на ВАЗ грузовики из отбракованных кузовов делали только для внутренних нужд. В Тольятти их называли АК-1 и производили в опытном цехе сотнями штук ежегодно.

Сначала пикапы изготавливали из моделей ВАЗ-2101, ВАЗ-2102 и ВАЗ-21011. Впоследствии в грузовики переделывали и другие модели, даже престижные «шестерки» и «семерки». В 1980-х основной машиной — «донором» стала ВАЗ-2105. Пикапы применяли для перевозки мелких грузов, в пожарной охране и на других заводских службах. Также их любили использовать на праздничных демонстрациях из-за удобства перевозки плакатов и парадной атрибутики.

Практически неизвестные в советские времена за пределами Тольятти в новые времена утилитарные неказистые машины вышли на общероссийский рынок благодаря стараниям фирмы ВАЗИнтерсервис (ВИС), которая в 1993 году взялась на выпуск ВИС-2104‑33. Грузовики из «четверок» делали по тому же принципу, что и внутризаводские: заваренные задние двери, только теперь еще и запаянные оловом, установленное в задней стенке двухместной кабины стекло. Из двери багажника серийного ВАЗ-2104 делали задний откидной борт. Пикапы выглядели аккуратней внутризаводских, для них предлагали тент.
В 1993 году фирма ВИС выпустила более двухсот товарных пикапов с паспортной грузоподъемностью 350 килограммов. С 1996 года в производство пошли полурамные грузовики ВИС-2345, предками которых были первые пикапы — «копейки».

ПОЛЕЗАЙ В КУЗОВ
Основываясь на опыте создания внутризаводских пикапов АК-1, осенью 1981 года был изготовлен единственный экземпляр ВАЗ-2106 «Турист». В данном случае речь идет не о грузовике, а о двухместном автомобиле для романтических поездок.
Техническому директору завода М. Н. Фаршатову идея пришла внезапно. Возможно, навеяло её популярный тогда у автотуристов прицеп «Скиф», превращающийся в просторную палатку. В двухместных «Жигулях, внешне напоминающих как купе, так и пикап, палатка размещалась бы в закрывающемся кузове.
Из пикапа на базе ВАЗ-2106 без чертежей создавали «Турист» по месту. Автомобили планировали выпускать малыми сериями без больших вложений, поэтому Фаршатов строго запретил менять дизайн серийной «шестерки», в том числе боковины кузова. Заднее стекло для кабины использовали от серийного автомобиля. Задние двери стандартного кузова заварили и запаяли оловом. Вместо усилителей на пикапах стандартную наружную боковину для усиления соединили с панелями грузового отсека. Под этими панелями планировали установить газовую плитку, бачки для воды и другое туристическое оборудование.

Из-за занимаемого бензобаком части грузовой площадки установили бак от автомобиля «Нива» в месте под чехлом задних сидений.
Главной задачей стало создание двухстворчатой крышки кузова и оборудования для неё. Открывающиеся вручную створки признали недостаточно прочными. Дизайнер Валерий Сёмушкин предложил использовать серийный стартер в качестве электродвигателя для привода створок. Редуктор и механику изготовили непосредственно на месте.

В 1982 году, по требованию руководства, опытный образец собрали без деталей и механизмов палатки. Краску «металлик» — серебристую со светло-голубым оттенком — на изделие всё же нанесли. Фаршатов уже не интересовался проектом. «Туриста» отправили работать внутризаводским грузовиком, по достоверной версии.
ВРЕМЯ «ПОЛСЕДЬМОГО»
В советские времена на ВАЗе реализовали один из самых необычных и загадочных проектов — эксклюзивный синий седан. Это был гибрид моделей «шестерки» и «семерки». Заказ на автомобиль поступил в 1979 году. По заводу пошли слухи, что машину создают для Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева или для кого-то из его родственников. Заказ появился после того, как руководству автопрома продемонстрировали образцы нового семейства ВАЗ-2105/2107. Нужно было сделать «семерку», но до начала ее серийного производства оставалось почти три года, поэтому под нее максимально переделали «шестерку».
В отделе художественного конструирования машину собирали, вновь подгоняя детали непосредственно на месте сборки. На седан установили решетку радиатора, сделанную вручную, от будущего ВАЗ-2107, доработав капот и соорудив новые петли.

Машину покрыли красивым светло-синим металлизированным цветом. Фары, задние фонари, боковые молдинги, повторители поворотов и катафоты на крыльях остались стандартными. Передние сиденья с высокой спинкой позаимствовали из «семерки», но приборная панель и рулевое колесо – из «шестерки».
Работники завода прозвали эксклюзивную машину «полседьмого». Информация о её владельце и судьбе остается неизвестной.
В ПАРАДНОЙ ФОРМЕ
За десять-двадцать лет мастера создали множество кабриолетов из автомобилей «Жигули». Такой вид переделки вовсе не нов: первые кабриолеты из классических моделей производились на заводе много лет тому назад.

Эти автомобили не предназначались для продажи. Заводские каскадеры, принимавшие участие в аттракционе «Автородео», построили их. Группа образовалась в Тольятти в 1979 году.
Каскадеры применяли открытые автомобили для проведения парадов на торжественных открытиях автосалонов. Вместе с участниками шоу они разъезжали по всей стране и за ее пределами, рекламируя марку «Лада».

Вначале каскадеры создали кабриолет на базе ВАЗ-2103. А в начале 1980-х изготовили необычный экзотический автомобиль, основу которого всё же составила «трешка». Автомобиль был двухдверным и имел удлиненный задний отсек, вмещавший восемь человек и имевший три оси. Ведущей осью была средняя. Передние сиденья и фары взяли от ВАЗ-2107.

Через десять лет, когда «Жигули» перестали быть желанной редкостью и для многих превратились в обычное средство передвижения, стали появляться самодеятельные экзотические модели. Иногда диковатые, порой — интересные.