Ультима: смоленское чудо
В начале двухтысячных в Смоленске буквально на коленке был создан автомобиль, намного опередивший время. Он и сегодня вполне достойно смотрелся бы в экспозиции концептов на любом из международных автосалонов
Пятнадцать лет назад, в 2001-м, российскими умельцами был реализован любопытный и довольно смелый проект автомобиля будущего – «Ультима», что в переводе с латинского означает «решительный». Авторами проекта были обычные молодые ребята из Смоленска – Андрей Нагорный и его единомышленники Сергей Максименков и Сергей Шкроб. Андрей, главный «генератор» идеи, загорелся «Ультимой», узнав о конкурсе перспективных конструкций Peugeot-2020. Однако, как часто бывает в жизни творческих личностей, с подачей официальной заявки он опоздал. Несмотря на неудачу и утрату надежды в случае победы в конкурсе заработать 5000 евро, ребята решили воплотить проект в реальность, доведя его до ходового образца.
Накануне постройки «Ультимы» принципиально важно было определиться с двигателем. После долгих размышлений выбрали 147-сильный мотор от мотоцикла Yamaha V-Max. И вот почему: он идеально вписывался в конструктивную концепцию благодаря своей высокой мощности, малым размерам и весу. А главное, благодаря эстетичному внешнему виду, ведь из-за своей «открытости» силовой агрегат во многом влиял на стиль всей конструкции. Бюджет проекта был минимальным. Японский мотоцикл, купленный за 4000 долларов, стал, как выяснилось позже, самой существенной статьей расходов.
К постройке «Ультимы», которая длилась около девяти месяцев, приступили под конец 2001 года. Пространственный каркас несущего двухместного кузова сварили из труб из алюминиево-магниевого сплава. Конструкция получилась легкой и прочной. Снаряженная масса автомобиля с габаритами 3500/1800/970 мм и базой 2500 мм составляла всего 500 кг. Внешний облик формировался с учетом каркаса непосредственно по модели из гипса, на которой поэлементно выклеивался пластиковый кузов. Пришлось серьезно повозиться с подвеской. Она, за исключением тормозных дисков, абсолютно оригинальная. Оригинальным оказался и способ движения задним ходом: для автомобиля с мотоциклетным двигателем это непростая задача. Функцию задней передачи выполнял стартер, позволявший непродолжительное движение задним ходом.
Вершиной творческого гения был механизм закрывания верха. Андрею, который являлся одновременно и дизайнером, и конструктором, хотелось, чтобы его проект «жил» в двух ипостасях – в статике и в динамике. Задача была решена благодаря оригинальной конструкции крыши-колпака. Стоило нажать кнопку на брелоке, и крыша съезжала назад, предоставляя водителю и пассажиру возможность занять свои места. Вместе с тем формировался несколько необычный облик «Ультимы». Кинематика сдвига была довольно простой, но ребятам пришлось поломать голову над тем, как заставить механизма работать. В итоге вдоль бортов появилась гребенка, а роль движителя исполнили два синхронизированных механизма от стеклоподъемников.
Для «Ультимы» была использована 6-ступенчатая секвентальная коробка передач. Машина опиралась на солидные легкосплавные колеса размерности 225/45R17. Спереди и сзади использовались высокоэффективные дисковые тормоза.
Соратники строили свою машину как одержимые. Почти все, что удавалось заработать, вкладывали в проект. Однажды Андрей всерьез задумался о продаже своей квартиры. К счастью, нашелся спонсор. Начатое удалось довести до конца, и в августе 2002-го автомобиль увидел свет. Назвать машину полностью готовой было нельзя. Не были проработаны некоторые детали. А еще «Ультиму» предстояло учить ездить.
Но смоленское чудо уже произошло: на зависть автогигантам трое друзей создали стопроцентный хит, настоящий концепт будущего. Впоследствии первый дизайнерский проект Андрея Нагорного, воплощенный в реальности, был выкуплен и обосновался в частной коллекции.