УАЗ «Хантер» и Range Rover Sport в условиях бездорожья

Классические внедорожники утратили свою актуальность. Многие модели с каждым поколением лишаются рамы и мостов, блокировки заменяются имитациями. Мир уже никогда не вернется к прежнему состоянию? Или всё-таки может произойти обратное? В Ульяновске продолжают собирать УАЗ «Хантер», который сохраняет армейское прошлое. В период самоизоляции у меня оказался Range Rover Sport с пневмоподвеской и множеством электронных систем. Сравнить эти два внедорожника не совсем корректно, тем более наш «Хантер» нестандартный, но проверить их проходимость мы все же решили.

Может ли современная электроника заменить опоры мостов? В условиях непростой местности нас интересует прочность чувствительной британской электроники. Давайте поедем!

Изображение: img.freepik.com

В британской традиции перед поездкой по бездорожью советуют почтить автомобиль склоном головы и снять защитные щитки с бамперов — под ними находятся проушины для буксировки. Делать это, когда автомобиль уже застрял, неудобно и иногда невозможно. А мы сделали это не зря. УАЗ всегда готов к покорению бездорожья, хотя и у него на финише оказались изъяны.

Изображение: img.freepik.com

Конструкция кузова кардинально отличается. У «Хантера» лонжеронная рама и относительно легкий кузов, в то время как у RRS сложная несущая конструкция из стали и алюминия. В итоге аскетичный УАЗ весит 1,8 тонны, тогда как Range Rover Sport — 2,2. Defender обещает быть легче, хотя он заметно больше. Без комфортных аксессуаров масса «британца» наверняка будет около 2 тонн.

Изображение: img.freepik.com
Интерьер Range Rover – эталон высокого стиля.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Снизив массу, британцам удалось существенно повысить жесткость кузова. Информации о УАЗе нет, но крутящий момент старого «Дефендера» составляет 3000 Нм/градус, у RRS — 23 000, а новый «Деф», благодаря дополнительным усилителям, достиг 29 000 Нм на градус. Для рамного автомобиля — абсолютный рекорд. Жесткость обеспечивает безопасность и управляемость на асфальте, но при этом снижает комфорт на бездорожье.

Изображение: img.freepik.com

Двигатели наших «туристов» похожи формально. У «Хантера» 2,7 литра, а у Range Rover Sport — 3,0. Но это только верхушка айсберга. Атмосферный мотор УАЗа выдает 129 л. с., но с небольшим бюджетом его мощность можно повысить до 150 «лошадок». RRS на другом уровне — новая рядная «шестерка» выдаёт 400 л. с. и 550 Нм. В паре с турбонагнетателем работает электронаддув, который способен дополнительно сжать воздух ещё на 0,5 бара. Причем время его реакции 0,3 секунды, что полностью нивелирует турбояму, превращая реакции на газ практически в линейные, как у более крупного атмосферного V8. Также есть мягкий гибрид со стартер-генератором, который при резком ускорении добавляет мотору 145 Нм крутящего момента и одновременно экономит топливо. Ульяновцам о таком моторе — только мечтать. У них есть в планах переход на турботягу, но к тому моменту Range Rover, вероятно, успеет победить гравитацию.

Изображение: img.freepik.com

История с трансмиссией схожа. Корейская механика Dymos на УАЗе весьма надежна, но быстрые переключения обязательно сопровождаются скрежетом. Раздатка у «Хантера» отечественная, и сам факт ее переключения можно считать удачей. За рычаг лучше держаться двумя руками, одной он не всегда поддается. При включении «понижайки» шестерни заметно подвывают, хотя возможно это особенность конкретного доработанного автомобиля — коэффициент понижения здесь 3,3 вместо стандартных 1,94. Отсутствие центрального дифференциала на УАЗе формально повышает надежность трансмиссии, но по факту ограничивает асфальтовые возможности и, в частности, езду зимой. На заднем приводе непросто, а на полном возникают проблемы в поворотах.

Изображение: img.freepik.com
Минимальные ходы пневмоподвески Range Rover Sport делают блокировки очень полезными для него.

Range Rover Sport имеет постоянный полный привод с настоящей раздаткой вместо подключения переднего моста через муфту. Привод цепной, штатное понижение составляет 2,93. Редуктор планетарный, совершенно уникальной конструкции, и о большем понижении мечтать не приходится благодаря 8-ступенчатому автомату ZF с большим диапазоном передач. На понижайке можно двигаться со скоростью до 100 км/ч. Переход на повышенную передачу возможен даже во время движения, главное перевести селектор в «нейтраль». В нашем автомобиле предусмотрена только центральная блокировка, за дополнительную плату доступна и задняя, разумеется, с электронным управлением. Активация внедорожных режимов Range Rover — набор алгоритмов. Можно пользоваться кнопками на консоли или нижним сенсорным экраном мультимедиа.

Изображение: img.freepik.com

В Range Rover есть необычный ручной режим управления пневмоподвеской. Подняв автомобиль до максимальной высоты в 278 мм, можно обмануть систему и поднять его еще выше. Под пороги устанавливают упоры, а затем дают команду на опускание. Автомобиль, поняв невозможность опускания, поднимается дополнительно на 30 мм. После этого жмешь педаль тормоза и более 3 секунд держишь кнопку вверх. Машина поднимется еще на 30–35 мм… Итого свыше 330 мм, что даже больше, чем у лифтованного «Хантера».

Изображение: img.freepik.com
Главное преимущество УАЗа — можно без сожаления повредить его краску. Краска из балона почти такая же, как заводская.

Скорость движения в таком положении ограничена 8 км/ч, уровень комфорта сравним с табуреткой. Компрессор пневмосистемы заметно нагревается, но его сохранность не вызывает опасений: у него есть термодатчик, который при необходимости снизит давление и RRS опустится вниз.

Изображение: img.freepik.com
Не смотря на городской вид, RRS неплох и за пределами города.

В плане комфорта Range Rover Sport ожидаемого преимущества не предоставил. Ждали легендарной плавности от пневмоподвески, но 21-дюймовые низкопрофильные колеса нарушили её работу. На дороге Sport пересчитывает все дорожные стыки, а на «лежачих полицейских» вздрагивает. Управляемость хороша, уровень кренов минимален, но с российскими реалиями Range Rover справляется не очень хорошо. О комфорте в «Хантере» сложно говорить, однако подвеска у нашего экземпляра весьма интересная. На массивных 36-дюймовых покрышках он совершенно не реагирует ни на мелкие неровности, ни на «лежачих полицейских». Конечно, большие крены и неподрессоренные массы заставляют практически останавливаться перед поворотами, но в бездорожье «мягкий диван» — это именно УАЗ, а совсем не RRS.

Изображение: img.freepik.com

На этих машинах превышать скорость желания нет, а по бездорожью надо двигаться максимально аккуратно. УАЗ просто не располагает к динамичной езде, а Range Rover Sport требует бережного отношения к пластичному обвесу и лакокрасочному покрытию. Ну и легендарная британская надежность. Честно говоря, были готовы ко всяким неполадкам и глюкам RRS, надеясь лишь на то, что до асфальта он доедет своим ходом, а дальше любые проблемы решатся эвакуатором. Но Range отработал весь день без единого сбоя. А список поломок УАЗа к концу дня оказался внушительным, почти на все пальцы одной руки. И это при том, что перед внедорожной вылазкой «Хантеру» провели большое ТО: заменили масло не только в двигателе, но и в коробке, раздатке и мостах. Перед летним сезоном провели ревизию лебедки и прошприцевали все подвижные соединения. Уже на выезде из гаража обнаружили легкую течь радиатора — долили тосол, бросили в багажник запасную канистру и взяли запас воды. Во время первого же погружения, как только ошметки грязи коснулись лобового стекла, из-за вибрации открутился поводок пассажирского дворника. Спасибо, что не водительский — протерли обзор тряпкой и поехали дальше. Но самое интересное ждало нас впереди.

Изображение: img.freepik.com

В глубоких лужах справлялся только УАЗ, штатные колеса RRS явно не подходят для грязи. Формально по глубине брода «британец» даже превосходит, но это лишь предположение. «Хантер» на грязевых колесах внушает чувство полной безнаказанности. Мощная лебедка позволяет преодолевать любые преграды, зная, что ближайшее дерево всегда поможет.
Но за эту свободу нам пришлось заплатить. В очередной раз проезжая лужу, когда грязь снова накрыла капот, начала гореть, а затем и постоянно мигала лампа разрядки аккумулятора — зависли щетки генератора. Но даже это не остановило нас. Аккумулятор у «Хантера» большой, и если не тратить энергию понапрасну, его хватает на несколько часов работы. Оставалась надежда, что генератор просохнет, и зарядка вернется.

Изображение: img.freepik.com

В момент попытки движения задним ходом по крутому склону сломался хаб на левом переднем колесе.

Изображение: img.freepik.com
Целостный УАЗ — явление столь же редкое, как и НЛО.

«Хантер» сохранил мобильность, хотя только в заднеприводном режиме. Однако 45-градусный грунтовый подъем оказался преградой: мы не пытались его форсировать на RRS и объехали по более пологому склону, а УАЗ оказался в западне. Лебедка с помощью аккумулятора помогла только наполовину добраться до вершины, после чего Range Rover пришел на помощь: длинными проводами для прикуривания подключали лебедку и заряжали аккумулятор для дальнейшего движения.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Подводя итоги, даже с учетом различных маршрутов, результат получился немного отличающимся от ожидаемого. Британскому внедорожнику несколько раз требовалась помощь УАЗа из-за недостаточного сцепления шин, но поломок не было. Полностью пройти весь маршрут «Хантеру» было бы сложно, и вряд ли обошлось бы без повреждений кузова. В финале «Хантер», как полагается армейскому автомобилю, едва не превратился в руины, но все-таки выполнил боевую задачу и добрался до сервиса своим ходом.