Ты этого хотел – теперь мучайся!: почему в городе без автомобиля плохо, а с автомобилем – еще хуже
Когда Тарковский снимал своего «Сталкера», ему потребовалось показать проезд Бертона на автомобиле через город будущего. Съемки провели в Японии – на тот момент эти дороги действительно выглядели фантастично. Первую скоростную дорогу там открыли лет 60 назад – у нас ничего подобного на тот момент не было. Но сегодня наши проектировщики и строители дорвались-таки до массового возведения головокружительных дорожных развязок. А мы… не рады!
Без новых автомагистралей мегаполисы просто помрут – никакие Сретенки и Покровки, равно как и набережные Фонтанки или канала Грибоедова, не рассчитаны на сумасшедшие транзитные потоки. Поэтому водитель облегченно вздыхает, вырвавшись на широкую бессветофорную дорогу. Но тут начинается противоречие между человеком-водителем и человеком-аборигеном. Суть простая: мне нужны широченные скоростные дороги, но я не желаю, чтобы эта мерзость была видна из окна моей квартиры!
Типичный пример такой ситуации можно наблюдать в Питере. Мост Бетанкура – это молодой вантовый мост, открытый в мае 2018 года. Движение транспорта по переправе и дополняющему его участку набережной Макарова запустили в Санкт-Петербурге в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу-2018. Но печальную известность этот мост получил благодаря тому, что он проходит практически впритык с домами! Вот и появляются плакаты типа «Не хотим жить под мостом!» А кто ж захочет-то? Вот ссылка на Яндекс-панорамах. Впечатляет?
Известны классические примеры переворотов в сознании, когда умный мэр умудрялся сотворить невозможное. Это удавалось мэру Боготы в 1998 – 2001 г.г. По его мнению, хороший город – это город, в котором люди хотят выйти на улицу. Его знаменитый тезис: «К концу ХХ века мы поняли ошибку прошлых 80 лет автомобилизации – мы дали автомобилям больше возможностей мобильности, чем людям».
А вот еще цитата того же градоначальника – убойная для нашего сознания.
«Автобус перевозит 80 людей, автомобиль – одного, так значит автобус должен иметь в 80 раз больше прав на дороге. В лучших городах мира используется общественный транспорт. Необходимо ограничивать использование автомобилей. Так или иначе, но пробки останутся – в Лондоне, например, берут плату за въезд в центр города. Но проще всего ограничить парковки. Так, Париж за недавние годы уничтожил 14 тысяч паркомест – и это отнюдь не на тротуарах. Ведь парковки – это не конституционное право. Ни в одной конституции мира вы не найдете «права человека на парковку».
Такие градоначальники – редкость, но они встречаются. Вот пара слов про достижения другого мэра – на сей раз из Бразилии. Архитектор Жайме Лернер – легендарный мэр города Куритиба и бывший губернатор штата Парана – одним из первых убрал автомобили с загруженной центральной улицы. Его стараниями Куритиба из ничем не примечательного населённого пункта превратилась в «зелёную столицу Бразилии» и один из лучших её городов по качеству жизни. Вот хорошая цитата: «Никто в своём уме не станет отказываться от пешеходных улиц или сносить старую застройку ради нового высотного строительства».
Впрочем, вернемся в Россию. Ту же Москву сегодня колбасит. С одной стороны, появляются новые магистрали и развязки, от которых бы не отказался и Тарковский. С другой стороны, растет ширина тротуаров и сужаются проезжие части. С одной стороны, въездная Ленинградка – бессветофорная. Но, с другой стороны, Тверскую возле Белорусского вокзала теперь пересекает трамвайная линия, да и за ней возникли светофоры, которых еще недавно не было. Похоже, что градоначальники пытаются угодить сразу всем категориям населения, но получается уж больно неуклюже. Развязать местный трафик с транзитным никак не удается – вот и возникают в небесах транспортные магистрали, до которых можно дотянуться из чьей-то форточки. Это уже не город – это некое место для проживания.
Разрешая горожанам приобретать автомобили и пользоваться ими, власти мегаполисов как бы дают понять: ты этого хотел – теперь мучайся! Припарковаться, развернуться, подъехать, посадить и высадить – все проблематично. А хуже всего то, что альтернативы в виде безотказного общественного транспорта так и нет – разве что безотказное метро, работающее на износ. Но метро есть далеко не в каждом микрорайоне.
А люди злятся. Потому что видят: единой концепции в правящих градообразующих головах просто нет. И голосуют против возведения новых пролетных магистралей, проходящих на уровне чьих-то подоконников. Потому что такие решения, извините, дурацкие. Тех, кто считает иначе, есть смысл переселить в такие дома. Для формирования новых концепций.