Турецкие автомобили: стоит ли их ждать в России?


Турецкие автомобили: стоит ли их ждать в России?

После недавних переговоров нашего президента с турецким лидером торговля между Россией и Турцией может выйти на совершенно неожиданную орбиту. В том числе – и на автомобильную: почему бы и нет? Чем автомобильная Турция хуже того же автомобильного Ирана? Впрочем, не все так однозначно.

С одной стороны, Турция давно снабжает нас самыми разнообразными автомобильными запчастями: ведь это крупнейший поставщик автокомпонентов в Европе. Турецкая промышленность охватывает такие товарные группы как части двигателей и коробок передач, колеса, тормозные системы и т.п. При этом Турция входит в 15 крупнейших автопроизводителей в мире, а также в пятёрку в Европе, уступая только Германии, Испании, Франции, Великобритании. Но вот Италию она, между прочим, превосходит – как и Россию.

Автопром Турции исправно штампует коммерческий транспорт – от микроавтобусов до фургонов, а также спецтехнику, различные автобусы и грузовые автомобили. Это – ведущая машиностроительная отрасль страны. При этом здесь до последнего времени старались не изобретать велосипед, отдавая предпочтение совместным предприятиям. На тринадцати автозаводах собирают различные модели Toyota, FIAT, Hyundai, Renault, Opel, Honda и т.п. В секторе легковушек преобладают Тойоты, Рено, Хонды и Хендаи. В частности поставлявшиеся к нам седаны Toyota Corolla и каблучки Fiat Doblo — были турецкой сборки.

А вот с оригинальными разработками своих собственных брендов у турецких автопроизводителей как-то не сложилось. Попытки были, но все они закончились ничем. И вот, пару лет назад появился проект очередной национальной модели – презентацию электрического среднеразмерного кроссовера TOGG проводил лично г-н Эрдоган. Согласно обещаниям, в гамме появятся седан, хетчбэк и компактвэн сегмента C, а также кроссовер B-сегмента; полный модельный ряд должен быть готов к 2030 году. Ждем-с.

Турецкие автомобили: стоит ли их ждать в России?
Турецкий кроссовер TOGG пока числится в разряде концептов

Теперь о другой стороне медали. Запчасти – это очень хорошо: без них никуда. А вот насчет новеньких турецких автомобилей перспективы, в общем-то, почти не видать. Если не брать в расчет упомянутый TOGG, то практически все остальные авто из Турции имеют европейские корни, прорастающие на почве сплошных антироссийских санкций. Совершенно очевидно, что восточный человек Эрдоган не собирается портить отношения с Европой. Да и с нами у него отношения далеко не однозначные – вспомнить, хотя бы, недавние военные конфликты. А сегодня местная боевая техника то и дело поставляется в нынешнюю зону боевых действий, причем вовсе не нам. Поэтому, скорее всего, дальше светских бесед о дальнейших контактах на эту тему дело не пойдет.

Разумеется, одиночные закупки россиянами новых и бэушных машин были и будут – энтузиасты подобных занятий не перевелись. Но тут никаких устоявшихся тенденций не видать. Бывалые, например, отмечают, что турки довольно прохладно относятся к необходимости ухода за автомобилем, а потому, мол, иногда выгоднее присмотреться к новой машине, чем пытаться восстанавливать старую.

Турецкие автомобили: стоит ли их ждать в России?
Вот такие пикапы на базе каблучка Fiat Doblo производят в Турции

Любопытны и пристрастия самих турок. В 2022 году здесь было реализовано 357 904 автомобиля. При этом лидирует такая непопулярная у нас марка как Fiat – их было продано 44 283 штуки. Кроме того, в ТОП-5 вошли Renault (36 892 автомобиля), Ford (25 746 автомобилей), Volkswagen (22 977 автомобилей) и Hyundai (19 677 автомобилей).


Источник