Три секции в одном автобусе: венгерский Ikarus

Автобус «Икарус 293» был создан по заказу Советского Союза. Готовый к эксплуатации транспорт длиной почти 23 метра не понадобился никому из заказчиков. В СССР шел период перестройки, а страны «восточного блока» начали сталкиваться с экономическим кризисом. Таким образом, история гигантского венгерского автобуса завершилась на одном экземпляре.

Выживший

Подавалось внимание, что Ikarus 293 исчез. Последним убежищем для него стал Тегеран, где он исправно выполнял свою работу до тех пор, пока это позволяли силы. После этого автобус пропал без вести. Ходили слухи, что его отправили на металлолом. Но нет, недавно стало известно, что «двести девяносто третий» жив. Местная транспортная компания Tehran Bus Company сохранила его «для потомков», приведя машину в достойный вид. В итоге история получила счастливый финал.

Создание гиганта

Автобус Икарус-293 вышел в 1988 году. Трехсекционный бисочленный транспорт получил дизельный двигатель Raba D2156, форсированный до 250 лошадиных сил. Однако такой мощности было недостаточно для машины длиной 22,7 метра, и уже во время испытаний выяснилось, что силовой агрегат с трудом справляется со своими обязанностями, а под нагрузкой перегревается.

При разработке автобуса-гиганта конструкторы повторили схему классической городской модели Ikarus 280: мотор и автоматическая коробка передач располагались в «тягаче», под полом передней секции, ведущей была вторая ось. Два прицепа не имели связи с силовым агрегатом. Водитель мог подруливать осью второго прицепа, но для этого использовал тяги от узла сочленения, а не привычный руль. Это требовало определенной квалификации, зато радиус разворота «Икаруса 293» составил 24 метра, всего на полтора метра больше, чем у традиционной «гармошки».

Автобус испытывали на улицах Будапешта и Печа без пассажиров. Пробные поездки выявили проблемы модели: слабый двигатель, трудности с управлением (автобусом были недовольны даже опытные водители) и чрезмерно большие габариты (автобус чувствовал себя тесно на улицах). Результат — Ikarus 293 не прошёл испытания и не смог выйти на рейс с пассажирами.

Жизнь после

Венгеры не стремились создавать гигантский автобус, им вполне подходили обычные «гармошки». Инициатором появления «Икаруса 293» стал Советский Союз. По завершении создания машины СССР оказался не готов принять её: страна находилась на грани краха, и у неё уже не было средств на новые автобусы. Венгры пытались продать своё детище одной из социалистических стран, но и это не удалось.

Не стали отправлять в металлолом Ikarus 293. Предприимчивые венгры активно рекламировали гигантский автобус на выставках: там он производил фурор, но покупать его никто не спешил. В конечном итоге, он остался на территории будапештского завода в ожидании печальной участи. Но неожиданно появился луч надежды — предприятие заключило договор на поставку автобусов в Иран. С обычными городскими автобусами в Тегеран решили отправить и Ikarus 293.

Перед модернизацией его обновили, установив шестицилиндровый турбодизель MAN D2866 мощностью 280 лошадиных сил вместо старого силового агрегата. Для установки нового двигателя пришлось внести некоторые изменения: вторую дверь «тягача» сместили немного вперед. Автобус также перекрасили из стандартного серо-синего цвета в желто-розовый.

Икарус-293 в Тегеране, фотография 2005 года (transphoto.ru).

Из-за огромных размеров автобус не смогли доставить заказчику по железной дороге или грузовиком, поэтому Ikarus 293 отправился на новое место работы своим ходом. В Тегеране его в течение нескольких месяцев эксплуатировали в тестовом режиме, перевозя пассажиров. За рабочую смену длительностью семь часов автобус успевал перевезти около трех тысяч человек.

В период с 1992 по 2009 год Ikarus 293 верно служил жителям Тегерана. После этого его отправили на заслуженный отдых. На некоторое время о нём не было известно, но, как говорилось ранее, он выжил и сейчас хранится в запасниках музея.

***

Кроме Икаруса-293, существовали и другие трехсекционные автобусы. Куба лицензировала производство данной модели и выпускала аналогичные машины под брендом Гирон.

Кубинский Giron (gruzovikpress.ru)

В некоторых городах Южной Америки применяются трёхсекционные автобусы. Первым, кто применил такую технику, стала бразильская Куритиба, запустившая в восьмидесятых годах систему Bus Rapid Transit («Скоростная автобусная перевозка») с автобусами, движущимися по выделенным полосам с посадочными станциями.