Три секции — новый рекорд длины для венгерского автобуса Ikarus

Изображение: img.freepik.com


Автобус «Икарус 293», созданный по заказу Советского Союза, оказался лишним. Длина машины составляла почти 23 метра. В СССР шла перестройка, а страны «восточного блока» попадали в экономический кризис. В итоге венгерский гигант остался единственным экземпляром.

Выживший


Икарус 293 казался утраченным. Последним домом для него стал Тегеран, где он продолжал службу по мере возможности. Затем автобус исчез. Говорили, что его отправили на утилизацию. Но нет, недавно стало известно, что «двести девяносто третий» жив. Транспортная компания Tehran Bus Company сохранила его «для потомков», приведя в приличный вид. В итоге история сложилась счастливо.

Изображение: img.freepik.com

Создание гиганта


Автобус Икарус-293 вышел в 1988 году. Трёхсекционный бисочленный автобус оснащался дизельным двигателем Raba D2156, форсированным до 250 лошадиных сил. Однако такой мощности явно не хватало для машины длиной 22,7 метра. Уже в начале испытаний стало ясно, что силовой агрегат с трудом справляется со своими обязанностями и при нагрузке перегревается.


Создавая автобус-гиганта, конструкторы не изобретали велосипед и повторили схему классической городской модели Ikarus 280: мотор с автоматической коробкой передач находился в тягаче под полом передней секции, ведущей была вторая ось. Два прицепа не имели связи с силовым агрегатом. Водитель мог подруливать осью второго прицепа, но для этого использовал тяги от узла сочленения, а не привычный руль. Это требовало квалификации от водителя, зато радиус разворота «Икаруса 293» составил 24 метра, всего на полтора метра больше, чем у традиционной «гармошки».

Изображение: img.freepik.com


Автобус тестировали на улицах Будапешта и Печа без пассажиров. Пробные поездки выявили проблемы: слабый двигатель, трудности с управлением (машину критиковали даже опытные водители) и большие размеры, из-за которых автобусу было тесно на улицах. В результате Ikarus 293 не прошел испытания и не вышел на рейс с пассажирами.

Жизнь после


Венгрия не стремилась создавать гигантского автобуса, им вполне подходили обычные «гармошки». Инициатором появления «Икаруса 293» стал Советский Союз. Появление этой машины совпало с кризисом СССР: страна находилась на грани экономического коллапса и не могла позволить себе новые автобусы. Венгры пытались продать своё детище другим странам соцлагеря, но это тоже не удалось.

Изображение: img.freepik.com


Не решились отправлять в металлолом Ikarus 293. Предприимчивые венгры рекламировали гигантский автобус на выставках, где он производил фурор, но покупателей не находилось. В итоге автобус остался на территории будапештского завода в ожидании печальной участи. Но неожиданно появился луч надежды — предприятие заключило договор на поставку автобусов в Иран. С обычными городскими автобусами в Тегеран решили отправить и Ikarus 293.


Его модернизировали, заменив старый двигатель на шестицилиндровый турбодизель MAN D2866 мощностью 280 лошадиных сил. Изменения коснулись и дизайна: вторую дверь сдвинули вперед, а автобус перекрасили из серо-синего в желто-розовый.

Изображение: img.freepik.com

Икарус-293 в Тегеране, фотография 2005 года (transphoto.ru).


Из-за больших габаритов автобуса доставка заказчику по железной дороге или грузовиком была невозможна, поэтому Ikarus 293 отправился на новое место работы своим ходом. В Тегеране его использовали в тестовом режиме несколько месяцев. За рабочий день длительностью семь часов автобус перевозил около трех тысяч пассажиров.


Ikarus 293 служил жителям Тегерана с 1992 по 2009 год, после чего вышел на пенсию. На какое-то время его местоположение было неизвестно, но, как уже говорилось ранее, он выжил и сейчас находится в запасниках музея.

***


Кроме Икаруса 293, в мире существовали и другие трехсекционные автобусы. Куба получила лицензию на производство данной модели и создала несколько аналогичных машин под брендом Гирон.

Изображение: img.freepik.com

Кубинский Giron (gruzovikpress.ru)


Трёхсекционные автобусы применяют также в некоторых городах Южной Америки. Бразильский город Куритиба, начавший в восьмидесятых годах действовать системой Bus Rapid Transit («Скоростная автобусная перевозка») с движением по выделенным полосам и специальными посадочными станциями, стал пионером в этом деле.