Три несбывшихся мечты «Москвича» от «Истры» до «Яузы».

Три нереализованных проекта «Москвича» от реки Истры до Яузы.

АЗЛК-2144 «Истра»
В 1985 году после предложения правительства СССР создать автомобиль для 2000 года на АЗЛК появилась «Истра». Двухдверный спортивный автомобиль со стильным кузовом содержал множество технических решений, невиданных в советском автопроме. Кузов из дюралюминия был изготовлен без центральной стойки, две широкие двери открывались вертикально вверх, «Истра» была оборудована системой ночного видения и чем-то вроде современного Head-Up Display, применялась автоматическая трансмиссия, а экспериментальный двигатель фирмы Elsbett работал на дизельном топливе, сделанном на основе растительного масла. Расход топлива такого мотора должен был составлять от 2,2 до 3,5 литров на сто километров пути. Рабочий прототип «Истры» так и не был создан. Единственный АЗЛК-2144, оставшийся макетом, хранится в московском музее ретро-автомобилей.

Москвич-2139 «Арбат»
Минивэны никогда не пользовались большим спросом ни в СССР, ни в России. Однако в 1987 году в АЗЛК почему-то решили сосредоточиться на этом классе автомобилей. После четырёх лет разработки появился опытный образец «Арбата», нового «Москвича» с индексом 2139. Внутренние агрегаты минивэна были позаимствованы у популярной модели «сорок первая», так что под капотом не было крупных технологических новшеств. Внутри семиместный автомобиль не уступал по комфорту и эргономичности самым передовым зарубежным аналогам. Салон-трансформер был оборудован поворачивающимися передними сиденьями с регулируемой длиной подушек, что было необычным для советского автомобилестроения. «Арбат» был оснащен современной электроникой, а некоторые приборы можно было управлять прямо с кнопок на руле – многофункциональный руль также не часто встречался на советских авто. Хотя был построен только один опытный образец с пластмассовыми лицевыми панелями кузова, крепившимися к стальному каркасу, реальные планы производства всё же существовали.

АЗЛК-2143 «Яуза»
Создать машину, которая всем понравится, оказалось сложнее, чем ожидали. Многие полагали, что макет спортивного купе из будущего и минивэн смогут спасти ситуацию. В 1991 году появился экспериментальный образец седана АЗЛК-2143 «Яуза». Как и «Арбат», «Яуза» строилась на узлах и агрегатах семейства автомобилей АЗЛК, а под капотом был установлен экспериментальный двигатель от Москвича-414.
Внешне АЗЛК-2143 выглядел футуристично и довольно нелепо. Особенно бросалась в глаза конструкция боковых окон: окна были низкими, поэтому под ними был ещё один ряд окон, и только этот нижний ряд можно было опустить или поднять. Конструкторы объясняли это тем, что при открытых окнах дождь ни при каких условиях не попадёт в салон. Но протереть боковое зеркало, не выходя из машины, было практически невозможно. «Яуза» была оборудована электрическими стеклоподъёмниками, бортовым компьютером отечественного производства и травмобезопасным рулём. Испытания АЗЛК-2143 выявили множество конструктивных недоработок, исправлять которые никто не хотел. Модель признали неперспективной, и все работы над автомобилем прекратились.
