Трансориенталь-2008: шипы и розы

Transorientale-2008. Шипы и розы

Самый длинный марафон завершен, но чувства при его оценке неоднозначны. Возможно, столь масштабное событие требовало бы и соответствующего состава участников. Совпадение сроков проведения Transorientale-2008 и бразильского этапа Кубка мира FIA по ралли-рейдам вынудило заводские команды в авто- и мотозачетах предпочесть последнюю серию. Зато категория грузовиков была представлена во всей красе: победитель прошлогоднего «Дакара» Хайнц Стейси на MAN, Жерар де Рой на GINAF и целая группа звезд Камского автозавода.

Изображение: img.freepik.com

Transorientale-2008

© Фото: 5 колесо

Санкт-Петербург, белые ночи и красочная церемония старта в самом центре города. Участники столь пафосного ралли-рейда могли бы быть рады услышать напутственные слова от первых лиц великого города. Нет так нет — одометры 57 мотоциклов, 48 легковых автомобилей и 32 грузовиков отсчитали первые метры марафона по брусчатке Дворцовой площади. Впереди 10 000 километров. У каждого из стартовавших разные цели, задачи и возможности. На первом же спецучастке медицинской бригаде пришлось оказывать помощь мотогонщику, не сумевшему «разъехаться» с деревом, а один из его собратьев по классу попросту заблудился, приехав в итоге… прямо на старт. Это к тому, чтобы стали более понятны причины случившейся позже трагедии.

На седьмом этапе ралли-рейда в казахстанских степях произошел инцидент. Жерар де Рой лидировал в грузовом зачете, а экипаж Владимира Чагина из команды «КамАЗ-Мастер» уступал голландцу менее 20 минут. На 120-м километре Владимир догнал мотоциклиста Филиппа Тони, который не реагировал на сигналы об обгоне. Чагин решил обойти его справа и вернуться на трассу, но Тони также повернул направо, попав под колеса КамАЗа. В тот же день из Оренбурга сообщили о смерти китайского автогонщика Сю Ляня из команды Team Zhengzhou Nissan, получившего серьезную черепно-мозговую травму накануне.

Изображение: img.freepik.com

Transorientale-2008

© Фото: 5 колесо

Китайский экипаж помогал вытащить застрявший автомобиль соперников. Вырванный вместе с креплением буксировочный трос угодил Сю Ляню в голову. Без шипов роз не бывает. По распоряжению спортивного директора Рене Метжа, 7-й и 8-й спецучастки экипаж Чагина завершил, но после финиша принял решение прекратить гонку.
Понятны причины такого решения, хотя накануне коллегия спортивных комиссаров не признала вины Владимира в происшедшем. Руководитель команды «КамАЗ-Мастер» Семен Якубов объявил о снятии всей команды с гонки. Это смелый и высоконравственный поступок. «Если действуешь принципиально, нужно быть принципиальным до конца. Принцип нашей команды такой: никакая спортивная победа не должна стоить жизни», — сказал так Семен Якубов, комментируя это решение.

Теперь о розах. Transorientale-2008 завершен, победители и призеры названы. Честь и хвала всем, кто преодолел этот маршрут. И тем, кто решился в нем стартовать. В самой отчаянной и бесстрашной категории, мотоциклетной, победу одержал словак Ярослав Катринак на KTM. Третье место занял наш соотечественник Алексей Коломицын! В категории легковых автомобилей лучшим был испано-французский экипаж в составе Хосе Луиса Монтерде и Жана-Мари Луркина на багги «от Шлессера», а среди экипажей грузовиков первенствовали Хайнц Стейси, Карл Готлиб и Бернард дер Киндерен на MAN. Возвращаясь к зачету легковых автомобилей, хочу признаться, что мои симпатии были на стороне экипажа Pro-System Racing в составе Эрика Вигору и Александра Винока. На долю экипажа выпали победы на спецучастках, и аварии, но до финиша в Пекине добрались! Накануне гонки мне довелось пообщаться не только с пилотом и штурманом, но и с их спонсорами.

Партнеры остались! Интервью с Эриком Вигору.

Изображение: img.freepik.com

Transorientale-2008

© Фото: 5 колесо

Неужели вас огорчил отказ проведения «Дакара» в текущем году?

Всё обернулось настоящей катастрофой! Наше и наше руководство делали все возможное, чтобы успешно подготовиться к марафону.
Проект «Лиссабон—Дакар», и неизвестно было, смогут ли получить поддержку в другом проекте. К счастью, партнеры остались.

Какова способность Transorientale стать заменой «Дакару»?

Перемена рельефа «Дакара» маловероятна, ведь он очень особенный и разнообразный. Сравнение возможно только если подобное мероприятие пройдет в Африке. Возможно, в будущем появятся два типа марафонов: на северных территориях и в Африке.

Компания Toyo Tire — ваш технический или финансовый партнёр? В чём отличие шин Toyo от других, на которых вам приходилось выступать?

Что касается первой части вопроса — и да, и нет. Если говорить о качестве, то шины Toyo очень прочные, и при правильном давлении даже при движении по острым скальным породам не рвутся. Размеры и дизайн шин подобраны грамотно, и они работают максимально эффективно.

Используется один тип протектора?

Модель и рисунок одинаковы — это Open Country M/T, но ширина варьируется в зависимости от покрытия. Широкую шину применяют для гонки по песку, а узкую — для скалистой почвы. Еще раз подчеркну: очень важно выбрать правильное давление.

Чемпион «Дакара» прошлого года в классе грузовиков Ханс Стейси утверждает, что не существует пилота, который бы любил дюны.

В песках для гонщика ключевой фактор – состояние души. Страх перед дюнами непременно приведёт к застреванию. Важен также правильный показатель давления в шинах, однако более значимо — самообладание и веру в себя.

Чем занимаетесь в «гражданской» жизни?

В Сан-Диего (Калифорния) вместе с женой и дочерьми обосновался недавно, ведь там располагается команда, занимающаяся подготовкой автомобилей Pro-Track, аналогичных моему гоночному. Это расширило возможности профессионального пилота. Надеюсь, машина готова к серьезной конкуренции, но уже продумываю новую, которая будет готова через два-три года. К «Дакару-2010».

Маяк Маркетинга: Интервью с менеджером по стратегии и планированию Toyo Tires Europe Майко Řignaillem.

Изображение: img.freepik.com

Transorientale-2008

© Фото: 5 колесо

Компания Pirelli является единственным поставщиком шин для чемпионата мира по ралли. Может ли Toyo Tires рассмотреть такой же формат сотрудничества в ралли-рейдах?

Нет эксклюзива. Планируют сделать альтернативу для частных лиц, чтобы дать им выбор.

Что определяет успех вашего альтернативного варианта: стоимость, качество или сочетание обоих?

По цене производитель работает на конкурентном рынке. Мы стремимся сделать техническое качество продукции наилучшим. По общим показателям шина Open Country M/T сравнима с аналогами, но по стойкости к порезам её характеристики выше.

Это рекламный ход Toyo Tires или площадка для создания резины для обычных автомобилей?

Разработка и производство шин для ралли-рейдов с учётом инвестиций, скорее всего, не окупятся в коммерческой продаже. Поэтому здесь большая доля имиджа и рекламы.
Конкуренция велика, рынок диктует низкую цену. Гонщикам нужно убедиться в качестве шины, чтобы готовы были платить за неё реальную цену. Я говорил об альтернативе: надеюсь, найдём свой сегмент участников.
Хотелось бы, чтобы разработка новых продуктов компании проходила быстрее, более гибко реагировать на требования рынка, но есть жесткий график производства, введение новых типоразмеров и т.п.

Сколько шин для ралли-рейдов стоит производить в сериях?

Для возмещения затрат на изготовление пресс-форм необходимо реализовать около 3000 шин. Чтобы окупить все вложения в разработку, нужно продать примерно 100 тысяч штук. Продать 3000 шин на мировом рынке несложно — важнее то, какую прибыль получится получить от их реализации. Для выхода на рынок с привлекательным продуктом, за который люди готовы платить, важно наличие уникальных свойств, отличающих его от аналогов. Без такого отличия по хорошей цене реализовать продукт будет невозможно, а продажи по низкой цене не окупят затраты.