Toyota RAV4 прошла испытания лидера.
Toyota RAV4 справедливо считается родоначальником класса компактных кроссоверов: первое поколение модели вышло в 1994 году. Аббревиатура RAV4 расшифровывается как Recreational Active Vehicle — по сути, автомобиль для активного отдыха, а четвёрка указывает на полный привод. С форматом японцы попали точно в цель – к примеру, на российском рынке в сегменте кроссоверов класса D+ даже по итогам прошлого года RAV4 лидирует почти вдвое опережая ближайших конкурентов. Сегодня редакция CarsWeek разбирается с мегапопулярностью Toyota RAV4 на примере довольно простой версии «Комфорт» с атмосферным бензиновым мотором и передним приводом – самой популярной в России.
Как он выглядит
Пятое поколение RAV4 отличается довольно брутальным дизайном. В отличие от скруглённых и относительно добродушных предшественников, кроссовер ощетинился острыми углами. К кузову приложили линейку и решительно расчертили его прямыми линиями – трапециевидные фары, агрессивная решётка радиатора, даже украшенные чёрными пластиковыми накладками колёсные арки стали угловатыми. Чёрная вставка на задней стойке, наверное, должна визуально продолжать линию спойлера багажной двери. Но в целом получилось здорово и RAV4, пожалуй, впервые стал похож на семейство Land Cruiser. По габаритам RAV4 на пять миллиметров короче и на десять шире прежнего.
Что у него внутри
Интерьер привлекателен деталями. В наше время отсутствие чёрного глянцевого пластика — большая удача. Передняя панель и дверные карты сверху облицованы мягкой искусственной кожей с настоящей прострочкой. Пластик большей частью упруг и приятен на ощупь. Руль удобен размером и выглядит симпатично – жаль, что греется традиционно только в местах хвата. Кресла с тканевой обивкой хороши – регулировок минимум, но удобно расположиться получается быстро. Эргономика на высоте – вокруг много места, диапазоны регулировок достаточны. Сзади просторно для своего класса – по сравнению с предшественником в длину добавлено пять сантиметров, в ширину – четыре.
Ширина дверных проемов внушительна. Спинка регулируется по двум положениям, ее можно сложить горизонтально практически на уровень пола багажника. В салоне есть дефлекторы климатической установки и пара разъемов USB-A. Объем багажного отсека составляет 580 литров. Отсек в центральном подлокотнике достаточно просторный, а самое интересное – удобная горизонтальная полка с бортиком вдоль передней панели. Возможно, впервые такая полка появилась на Highlander. В простой версии «Комфорт» приборная панель представляет собой пару классических шкал с 4,2-дюймовым цветным экранчиком между ними.
К центральной консоли прикреплен дисплей мультимедийной системы размером восемь дюймов. Меню оформлено просто, графика мультимедийки скромна, но всё работает быстро. Камера заднего вида тоже оставляет желать лучшего. Но с текущего модельного года для RAV4 доступны технологии Apple CarPlay и Android Auto. Сразу за рулём и настроили все функции, замечаешь хорошую обзорность: большие зеркала, большие зоны очистки стекол, относительно низкая подоконная линия и продуманная геометрия посадки.
Из чего он сделан
Toyota RAV4 серии XA50 создана на модульной архитектуре TNGA, которая представляет собой набор платформ для автомобилей различных классов. Для RAV4 используется модификация платформы GA-K – на ней также построены седаны Toyota Camry и Lexus ES. подвеска в целом осталась прежней, хотя разработана заново: стойки Макферсона спереди и многорычажная схема сзади. Кузов преимущественно стальной, а капот, передние крылья и дверь багажника – алюминиевые. Жёсткость кузова увеличилась на 57 процентов по сравнению с предыдущей моделью благодаря увеличению количества точек сварки и площади клеевых соединений.
Два-литровый бензиновый четырёхцилиндровый мотор M20A-FKS семейства Dynamic Force с комбинированным впрыском топлива, степенью сжатия 13:1 и фазорегуляторами на распредвалах способен работать по циклу Аткинсона при низких нагрузках. Для российского рынка его мощность снижена до 149 лошадиных сил. На кроссовере двигатель сочетается с бесступенчатым вариатором Direct Shift-CVT, имеющим механическую передачу для ускорения и размыкающихся шестерен на скорости выше 20 км/ч, работающими шкивами.
Как он едет
Помня о продуманной конструкции вариатора с «механической» первой передачей, каждый раз неосознанно пытаешься уловить нюансы его работы во время разгона. Если не вспоминать о 11 «паспортных» секундах до 100 км/ч, динамика кажется лучше, чем на самом деле. RAV4 трогается, грубо говоря, на шестерёнках стартовой передачи, что освобождает бесступенчатую трансмиссию от лишних нагрузок и в целом помогает разгоняться быстрее, а уже после 20 км/ч вариатор берётся за дело – шкивы и ремень. В общем, трансмиссия настроена отлично – имитирует семь передач, отзывчиво реагирует на педаль газа, что обычно является проблемой для вариаторов.
В городе кроссовер мощностью 149 лошадиных сил вовсе не кажется «овощем» и довольно бодро держится в потоке. Конечно, разгоняется он без огонька, да и автомобиль вообще не для этого, но за неделю тестирования у меня не было ни единой ситуации, когда тяги бы вдруг не хватило. На загородных магистралях Toyota тоже держится молодцом – неплохо ускоряется с ходу, стабильно держит скоростную прямую, не боится продольной колеи. RAV4 управляется мягко, подчёркнуто плавно, в корне избегая любой резкости. Руль лёгок и пустоват, но обратной связи недостаточно не назвать. При активной езде мотор потребляет примерно 11-12 литров, а в спокойном ритме и смешанном цикле можно опуститься до 9-10 литров.
Для RAV4 доступны два варианта полного привода: с обычной муфтой на задней оси или отдельным пакетом фрикционов на каждой задней полуоси у дорогих версий. Тестовый автомобиль оснащён передним приводом, вместо рычага выбора режимов трансмиссии здесь просто полочка для мелочей. Ходовая часть однозначно хороша: Toyota смягчает все неровности, даже поперечные стыки эстакад или ямы с острыми краями ощущаются скорее на слух. Энергоёмкость высокая – вне асфальта кроссовер уверенно держит темп и не сдаётся даже на крупных кочках.
Руль хорошо изолирован от ударов и вибраций, не выскакивает из рук. Шумоизоляция удовлетворительна: слышен в основном двигатель с монотонным звучанием – особенно при разгоне, и шум шин. Свист ветра практически не ощутим. Крены в поворотах умеренные, раскачка подвески отсутствует. Тормоза хорошие – эффективные, хотя педаль немного мягкая. Ночью свет диодных фар у версии «Комфорт» неплох; обычные отражатели есть у неё, а линзы предусмотрены только для самой дорогой комплектации RAV4. Там же появляется автоматическое переключение ближнего света на дальний. Противотуманные фары оснащены галогенными лампами.
Итог
Toyota RAV4 пятого поколения, как и его предшественник, занимает лидирующие позиции в своем классе. За прошлый год в России продано 35 823 «Рафика», что почти вдвое больше, чем у ближайших конкурентов Nissan X-Trail (20 280) и Skoda Kodiaq (20 184). После смены поколения автомобиль стал гораздо комфортнее, просторнее, на порядок симпатичнее – и, к сожалению, неизбежно дороже. Возможно, виновата не только Toyota. RAV4 традиционно лидирует по остаточной стоимости, хорош в рейтингах пассивной безопасности. Кроссовер собирается в Санкт-Петербурге, как и седан Camry, причём по полному циклу.
В самой популярной на российском рынке версии «Комфорт» и с передним приводом RAV4 стоит 2 162 000 рублей. Цены на кроссовер начинаются с 1 940 000 рублей для базовой комплектации «Стандарт», полный привод обойдётся минимум в 2 279 000 рублей, а 2,5-литровый двигатель с восьмиступенчатой автоматической коробкой передач (и непременно полным приводом) – уже за 2 491 000 рублей. Топовая версия Prestige Safety стоит 2 625 000 рублей с 2,0-литровым мотором и 2 837 000 рублей – с 2,5-литровым. Цены по меркам конкурентов неплохи, а с учётом надёжности, которую в России так ценят, выбор получается более чем обоснованным.