Toyota RAV4 проходит испытания под руководством лидера


Toyota RAV4 справедливо считается родоначальником класса компактных кроссоверов: первое поколение появилось ещё в 1994 году. Аббревиатура RAV4 расшифровывается как Recreational Active Vehicle — по сути, автомобиль для активного отдыха, а четвёрка указывает на полный привод. С форматом японцам удалось попасть точно в цель – к примеру, на российском рынке в своём сегменте кроссоверов класса D+ даже по итогам прошлого года RAV4 лидирует почти с двукратным отрывом от ближайших конкурентов. Сегодня редакция CarsWeek разбирается с мегапопулярностью Toyota RAV4 на примере довольно простой версии «Комфорт» с атмосферным бензиновым мотором и передним приводом – самой популярной в России.
Как он выглядит
Пятое поколение RAV4 отличается довольно брутальным дизайном. В отличие от скруглённых и относительно добродушных предшественников, кроссовер ощетинился острыми углами. К кузову приложили линейку и решительно расчертили его прямыми линиями – трапециевидные фары, агрессивная решётка радиатора, даже украшенные чёрными пластиковыми накладками колёсные арки стали угловатыми. Чёрная вставка на задней стойке, наверное, должна визуально продолжать линию спойлера багажной двери. В целом получилось здорово и RAV4, пожалуй, впервые стал похож на семейство Land Cruiser. По габаритам RAV4 на пять миллиметров короче и на десять шире прежнего.
Что у него внутри
Интерьер привлекателен деталями. В наше время отсутствие чёрного глянцевого пластика — настоящая удача. Передняя панель и дверные карты сверху отделаны мягкой искусственной кожей с ручной прострочкой. Большая часть пластика упругая и приятная на ощупь. Руль комфортный по размеру и внешнему виду – жаль, что нагревается традиционно только в местах хвата. Кресла с тканевой обивкой хорошие – регулировок немного, но быстро найти удобное положение получается легко. Эргономика высока — вокруг достаточно места, диапазоны регулировок достаточны. Сзади простор для своего класса отменный – по сравнению с предшественником в длину прибавлено пять сантиметров, в ширину — четыре.
Широкие дверные проёмы – настоящий конкурентный аргумент. Спинка кресла регулируется в два положения и складывается горизонтально практически на уровень пола багажника. Наличие дефлекторов климатической установки и пары разъёмов USB-A добавляют удобства. Объем багажного отсека поражает – 580 литров. Отсек в центральном подлокотнике большой, а самая замечательная деталь – горизонтальная полка с бортиком вдоль передней панели. Похоже, впервые она появилась на Highlander. В базовой комплектации «Комфорт» приборная панель состоит из пары классических шкал и 4,2-дюймового цветного экранчика между ними.
Над центральной консолью расположен дисплей мультимедийной системы размером восемь дюймов. Меню оформлено не самым лучшим образом, графика мультимедийки проста и невыразительна, но всё работает быстро и без нареканий. Вид с камеры заднего вида также оставляет желать лучшего. С нового модельного года для RAV4 доступны технологии Apple CarPlay и Android Auto.
Поселившись за рулём и настроив всё необходимое, замечаешь хорошую обзорность: крупные зеркала, большие зоны очистки стекол, относительно низкая подоконная линия и продуманная геометрия посадки.
Из чего он сделан
Toyota RAV4 серии XA50 построена на платформе TNGA, которая представляет собой набор платформ для создания автомобилей различных классов. Для RAV4 использована платформа GA-K – вместе с кроссовером на ней построены седаны Toyota Camry и Lexus ES. Архитектура подвесок осталась прежней, но разработана заново: стойки Макферсона спереди и многорычажная схема сзади. Кузов в основном стальной, а капот, передние крылья и дверь багажника – алюминиевые. Жёсткость возросла на 57 процентов по сравнению с предшественником благодаря увеличенному количеству точек сварки и площади клеевых соединений.
Двухлитровый бензиновый двигатель M20A-FKS объемом 2.0 литра относится к семейству Dynamic Force. У него комбинированный впрыск топлива, степень сжатия 13:1, фазорегуляторы на распредвалах и возможность работы по циклу Аткинсона при малых нагрузках. Для России мощность снижена до 149 лошадиных сил (с изначальных 175) . На тестовом кроссовере двигатель работает с бесступенчатым вариатором Direct Shift-CVT, имеющим механическую передачу для более мощного старта и размыкающуюся шестерни при скорости выше 20 км/ч.
Как он едет
Помня о продуманной конструкции вариатора с «механической» первой передачей, каждый раз подсознательно стараешься ощутить нюансы его работы во время разгона. Если забыть об 11 «паспортных» секундах до 100 км/ч, динамика кажется лучше, чем на самом деле. RAV4 трогается, грубо говоря, на шестерёнках стартовой передачи, что освобождает бесступенчатую трансмиссию от лишних нагрузок и вообще помогает разгоняться быстрее, а уже после 20 км/ч за работу берутся шкивы и ремень вариатора. Вообще, трансмиссия настроена отлично – имитирует семь передач и отзывчиво реагирует на педаль газа, что обычно является проблемой для вариаторов.
В городе кроссовер мощностью 149 сил совсем не кажется «овощем» и довольно бодро держится в потоке. Конечно, разгоняется он без особой динамики, но за неделю теста не возникло ни одной ситуации, где бы тяги не хватило. На загородных трассах Toyota тоже показывает себя отлично – неплохо ускоряется с места, стабильно удерживает высокую скорость на прямых участках, не боится продольной колеи. RAV4 управляется мягко и плавно, избегая резких движений. Руль лёгкий и пустоват, но обратная связь недостаточной не назвать. При активной езде мотор потребляет примерно 11-12 литров топлива, а в спокойном ритме и смешанном цикле можно уложиться в 9-10 литров.
Для RAV4 доступны два типа полного привода: с обычной муфтой на задней оси или отдельным пакетом фрикционов на каждой задней полуоси у более дорогих версий. Тестовый автомобиль оснащён передним приводом, вместо шайбы выбора режимов работы трансмиссии здесь большая полочка для мелочей. Плавность хода хорошая. Toyota смягчает все неровности – даже поперечные стыки эстакад или ямы с острыми краями различимы скорее на слух, чем пятой точкой. Энергоёмкость высокая – вне асфальта кроссовер держит темп и не пасует даже на крупных кочках. Похвально.
Руль хорошо изолирован от ударов и вибраций, не выскакивает из рук. Шумоизоляция неплохая: слышен мотор с однообразным звуком, особенно при разгоне, и шум шин. Свист ветра почти незаметен. Крены в поворотах умеренные, раскачки подвески отсутствуют. Тормоза хороши – эффективные, хотя педаль немного мягкая. Ночью свет диодных фар у версии «Комфорт» неплох; обычные отражатели имеют комплектации с низкой стоимостью, а линзы доступны только в самой дорогой комплектации RAV4. Там же появляется и автоматическое переключение с ближнего на дальний свет. Противотуманные фары оснащены устаревшими галогенными лампочками.
Итог
Toyota RAV4 пятого поколения, как и предыдущая версия, занимает лидирующие позиции в своём классе. В прошлом году в России было продано 35 823 «Рафика», что почти вдвое больше, чем у каждого из ближайших конкурентов – Nissan X-Trail (20 280) и Skoda Kodiaq (20 184). После смены поколения автомобиль стал гораздо комфортнее, ещё просторнее, на порядок симпатичнее – к сожалению, неизбежно дороже. Хотя в этом, кажется, виновата не только Toyota. У нас RAV4 традиционно лидирует по остаточной стоимости, хорошо зарекомендовал себя в рейтингах пассивной безопасности. Кроссовер собирается в Санкт-Петербурге, как и седан Camry – причём по полному циклу.
Самая популярная версия RAV4 «Комфорт» с передним приводом стоит 2 162 000 рублей. Начало ценовой линейки кроссовера составляет 1 940 000 рублей для базовой комплектации «Стандарт». Полный привод оценивается минимум в 2 279 000 рублей, а 2,5-литровый двигатель с восьмиступенчатой автоматической коробкой передач (и обязательно полным приводом) – уже 2 491 000 рублей. Версия Prestige Safety обойдётся в 2 625 000 рублей с 2,0-литровым мотором и 2 837 000 рублей – с 2,5-литровым. Цены по сравнению с конкурентами не плохи, а с учётом надёжности, которую в России так ценят, выбор более чем обоснован.
Текст и фото: Александр Пономарёв