Том Вандербильт. Трафик: психология поведения на дорогах.

Древний Рим, I век до нашей эры: из-за сильной загруженности улиц Цезарь установил запрет на движение телег и колесниц днем. Москва, 2013 год: грузовикам запрещено выезжать на МКАД в дневное время. Проблемы с движением появились много лет назад, этим и посвящена книга Тома Вандербильта «Трафик. Психология поведения на дорогах», изданная издательством «Манн, Иванов и Фербер».
В книге главным образом рассказывается об автомобилях на дороге и всех с ними связанных вещах. Вандербильт делится наблюдениями о поведении каждого за рулем, а также об взаимодействии автомобилей на проезжей части.
Глобального решения проблем с пробками здесь нет, хотя таковое вряд ли возможно, но некоторые выводы автора весьма любопытны и позволяют взглянуть на себя как водителя со стороны.
Некоторые наблюдения не сразу бросаются в глаза. В некоторых европейских городах на оживленных улицах убрали большинство дополнительных знаков, разметки и ограждений между тротуаром и дорогой. Водителям и пешеходам предоставили практически полную свободу действий. Средняя скорость движения на таких улицах снизилась, но аварийность заметно уменьшилась — благодаря тому, что участники движения стали более внимательными и почувствовали большую ответственность за свои действия.

В книгах часто упоминается уделяемое организации дорожного движения в США и Европе большое внимание. За последние десятилетия там провели множество экспериментов и исследований. Например, сравнивали эффективность светофоров с обратным отсчетом времени и без него при высокой пропускной способности перекрестка. Исследовали время суток с наибольшим количеством аварий и оптимальное расстояние для размещения предупреждающих знаков на участках ремонта, чтобы минимизировать заторы при объезде.
Исследование на добровольцах показало, что обычно человек каждую секунду «сканирует» дорогу и то, что происходит рядом с ней. Во время разговора (даже по громкой связи) глаза водителя неподвижны и смотрят в одну точку перед машиной.
szkoda, że такие исследования дорожного движения не проводятся у нас, или проводятся, но о них нам неизвестно.
Книга познавательна, развлекательна и практична, читать её легко и приятно. В нескольких местах повествование кажется затянутым. Несколько случаев не совсем точного перевода можно отметить, например, вместо «избыточная поворачиваемость» используется термин «избыточная маневренность».
Издательство «Манн, Иванов и Фербер» предоставило книгу.