Том Вандербильт. «Трафик. Психология дорожного движения»

В древнем Риме в первом веке до нашей эры из-за интенсивного движения Цезарь запретил дневной проезд телег и колесниц. В Москве в 2013 году грузовикам запрещено выезжать на МКАД в дневное время. Проблемы с дорожным движением возникли много лет назад, этим посвящена книга Тома Вандербильта «Трафик. Психология поведения на дорогах», изданная издательством «Манн, Иванов и Фербер».
В книге основное внимание уделено автомобилям на дорогах и всем связанным с ними явлениям. Вандербильт делится наблюдениями о поведении отдельных людей за рулем и взаимодействии автомобилей на дороге. В тексте не предлагается глобального решения проблем с транспортом, которое вряд ли существует, но некоторые выводы автора интересны и позволяют взглянуть на себя, как водителя, со стороны.
Много наблюдений не сразу бросаются в глаза. В некоторых европейских городах на оживлённых улицах убрали почти все лишние знаки и разметку, снесли ограждения между тротуаром и дорогой, предоставив водителям и пешеходам практически полную свободу действий. Средняя скорость движения снизилась, но аварийность заметно уменьшилась — участники дорожного движения стали внимательнее и чувствовали больше ответственности за свои действия.

Во время чтения книги постоянно обращаешь внимание на то, как много внимания уделяют организации дорожного движения в США и Европе. За последние десятилетия там проводилось множество экспериментов и исследований. Например, когда пропускная способность перекрестка выше — со светофором с обратным отсчетом времени или без него? В какое время суток случается наибольшее количество аварий? На каком расстоянии от участка ремонта лучше установить предупреждающий знак, чтобы уменьшить затор при объезде?
Исследование на добровольцах выявило, что взгляд человека за рулем постоянно сканирует дорогу и пространство вокруг неё. Во время телефонного разговора, даже по громкой связи, взгляд остаётся неподвижным, фиксируясь на одной точке перед автомобилем.
szkoda, że подобных исследований дорожного движения у нас не ведут, или проводят, но об этом неизвестно.
Книга интересна как для развлечения, так и для получения практических знаний. Ее легко читать, но в некоторых местах повествование тянется. Нельзя не заметить пару случаев не совсем точного перевода, например, «избыточная маневренность» вместо привычного «избыточная поворачиваемость».
Издательство «Манн, Иванов и Фербер» предоставило книгу.