Тойота в Формуле 1: к старту
«Формула 1». Toyota F1 — путь на старт
К «Формуле 1» проявляют интерес крупные автопроизводители. Mercedes-Benz, BMW и Honda поставляют командам моторы. Ford выкупил Stewart, преобразованную в Jaguar, Renault стал хозяином Benetton. Toyota же начинает с нуля.

Peugeot покинул «Формулу 1» в конце прошлого года. Причиной стало решение производителя: мировом чемпионате Scuderia Ferrari Marlboro и West McLaren Mercedes выигрывают каждую гонку, оставляя другим командам лишь несколько очков. С учетом всех расходов эти очки слишком дороги.
Renault объяснил покупку Benetton тем, что затраты на поставку моторов были значительными, а собственная команда могла компенсировать их за счёт прибыли от спонсорских вложений, трансляций и прочих доходов.
Компания Toyota относится к делу иначе. Toyota Formula One — не прибыльное предприятие, а маркетинговая программа корпорации. Компания намерена извлекать выгоду из огромного медиа-освещения «Формулы 1» и рассчитывает на дальнейший рост престижа марки.
Компания Toyota давно стремилась к участию в «Формуле 1», однако создание двигателя заняло полтора года. Через восемь месяцев его установят на автомобиль. В Кельне завод Toyota наращивает производственные мощности, а команда комплектуется кадрами. Ее основу составляют специалисты из Toyota World Rally под руководством Уве Андерссона, который теперь возглавляет проект Toyota F1.
Управление командой «Формулы 1» требует больше финансовых ресурсов, чем участие в ралли. Toyota хотела выставить автомобили с двигателями на 12 цилиндров в следующем сезоне, но отложила запуск после запрета FIA. Андерссон утверждает, что с самого начала речь шла только о сезоне 2002 года.
Рассказывают, что Toyota выплатила FIA большую сумму, чтобы гарантировать себе место в сезоне 2001 года, но участвовать начнёт только в 2002 году из-за опасений, что кто-то другой её обогнaет. Ведь по правилам FIA на старт Гран-при могут выйти только двадцать четыре автомобиля — по два от двенадцати команд.
Президент TMG Уве Андерссон поделился информацией о проекте Toyota F1 с журналистом Денисом Гончаровым.
В каком году Toyota приняло решение участвовать в «Формуле 1»?
Концепция зародилась в начале 1998 года, а решение принято было спустя несколько месяцев того же года. Вскоре возникла компания Toyota Motor GmbH (TMG). Настоящая работа над проектом началась в июле 1999-го, сразу после гонки в Ле-Мане. Планируется дебют команды в 2002 году, что мы считаем достижимым.
— Почему вы выбрали именно «Формулу 1»?
«Формула 1» — пик автоспорта, позволяющий продемонстрировать свой потенциал наивысшим образом.
Мы рассчитываем на то, что образ компании станет еще более выразительным, а люди будут видеть Toyota настоящей: эффектными и энергичными.
Возвращение Honda в Формулу-1 повлияло на ваше решение?
— Только не в этом смысле. Однако, общий тренд появления производителей автомобилей в «Формуле 1» увеличил наше внимание к этому.
— Что было организовано в первую очередь?
На первом этапе компании TMC (Toyota Motorsport Company, Япония) и TMG (Toyota Motorsport GmbH, Кельн) проводят организационное и финансовое планирование.
— Как идут переговоры с FIA?
У нас отличные отношения с FIA и другими организаторами.
— Сколько человек участвует в проекте?
— Примерно четыреста. В прочих командах больше, но наше количество будет увеличиваться с развитием проекта.
— Сколько сотрудников вашей компании работает в команде?
Большинство участников команды пришли из коллективов GT1 и WRC, руководимых ранее нами. Также присутствует группа инженеров из японской компании TMC Research and Development. Все вместе составляем команду специалистов, когда-то сотрудничавших в автомобильных гонках.
Принимаем заявки от специалистов, работающих как в традиционных для нас направлениях, таких как композитные материалы, так и в новых, например, оптимизирующих дизайн моторов.
Как совместить ваши расходы на начальные периоды с планами расходов на 2002 год и последующие?
Бюджеты непригодны для сравнения. Отсутствуют тестовая и гоночная команды. Необходимо изучить все аспекты и приблизиться к уровню осведомленности других участников чемпионата. Для достижения цели выделяются значительные средства на запуск программы.
— Когда приступите к тестам?
Заводские испытания десятицилиндрового двигателя стартовали в сентябре, результаты удовлетворительны. В марте состоится презентация автомобиля с этим мотором.
— Где они будут проходить?
В настоящий момент создаётся график испытаний. За год планируется посетить множество европейских автодромов. Нужно напомнить, что данных об большинстве из них недостаточно или вовсе их нет.
— Предполагаются ли испытания на трассе Монт-Фуджи?
— Сейчас эти возможности не запланированы, но если в будущем окажутся выгодными, непременно воспользуемся ими. Сейчас нужно сосредоточиться на трассах Гран-при и оставаться поближе к базе в Кельне, чтобы проектирование автомобиля не теряло темпа.
В чём причина размещения базы именно в Германии, а не в Англии или Японии?
В Кельне команда сильная, производство налаживается. Переезд нецелесообразен. Кроме того, Германия расположена в центре Европы, и до многих трасс «Формулы 1» отсюда ехать ближе, чем из Великобритании, а тем более — из Японии.
Как распределяется нагрузка между Германией и Японией?
Работу выполняют преимущественно в Германии. Благодаря видеоконференциям, электронной почте и другим инструментам связи расстояние до японских коллег не имеет большого значения. Все мы работаем в Toyota и движемся к общим целям.
— Вы сами производите все детали?
— Преимущественно. Такой выбор диктуют соображения конфиденциальности. Хороший машиностроительный отдел и новый цех по производству композитных материалов у нас есть. Но отливка — специфическая область, и создавать ее своими силами нецелесообразно, это затратно.
Будет ли вам полезен опыт, полученный в гоночной серии CART?
Это было познавательно для TMC, но из полученного опыта мало что можно сразу применить в «Формуле 1». Параметры конструкции различны. Кроме того, в «Формуле 1» создаётся автомобиль целиком, а в серии CART поставлялись только двигатели. Однако опыт создания двигателей CART оказался полезным.
Вы определились с задачами, которые ставите перед собой на чемпионат 2002 года?
В 2002 году желаем завершать этапы гонок на финише. Это позволит максимально использовать каждую гонку. Необходимо добиться не только хорошей работы машины на трассе, но и слаженной работы команды.
— Как долго продлится «период обучения»?
— Хотим начать выходить на подиум через 3-4 года, а потом бороться за победу. Приложим все усилия, чтобы развиваться быстрее и одержать первую победу как можно раньше!
Какие команды вы планировали превзойти в 2002 году?
— Все. Но мы новички и не можем об этом забыть.
Кто был выбран в качестве пилотов для испытательных полетов: Алан Макниш и Мика Сало?
Мы полагаем, что эти два гонщика поспособствуют успешному развитию проекта, обеспечив инженеров нужной информацией.
В Ле-Мане уже сотрудничали с Аланом. Он хорошо разбирается в технике и приятен в общении. Мики успешно трудился во всех командах «Формулы 1», где ему довелось быть. Его опыт очень большой. Впереди у гонщиков ждёт трудная работа, но мы верим в их силы.
Будете ли сотрудничать с японским гонщиком и Мике Сало в 2002 году?
В данный момент подобных планов нет. В будущем Toyota желает иметь в качестве водителя своего автомобиля японского пилота, что логично с позиции национальных интересов.
Будете ли выступать под патронатом компании, производящей табак?
— Ни в коем случае.
— Как будет выглядеть автомобиль Toyota F1?
Поскольку фирменные цвета Toyota красный и белый, их возьмут за основу. Но добавят и другие, «нейтральные» краски, появятся также цвета спонсоров. В настоящее время разрабатывается дизайн тестовой машины, который впоследствии перейдет на автомобили для соревнований.
Toyota TF101
© Фото: Toyota