Типы зимнего топлива и как оно отличается от летнего
Все знакомы с зимней соляркой. Но действительно ли существуют зимние виды бензина? Действительно ли ни один мотор не обязан функционировать при температуре ниже 20 градусов по Цельсию?
Владельцам дизельных машин не нужно объяснять, что в холодное время года требуется заливать исключительно зимнее дизтопливо. Кто хотя бы раз ошибётся, запомнит это на всю жизнь: пустить двигатель не удастся никакими силами. Единственный выход – отогреть замерший «соляр» любым способом. Либо вызвать эвакуатор и доставить машину в теплое помещение типа подземного паркинга, либо позвать на помощь людей с мощной тепловой пушкой – давно насобачились прогревать на трассах замершие Камазы. Последний вариант – ждать оттепели. А никакие флаконы с автохимией не помогут – тем более, что замерзает не только топливный бак, но и все топливопроводы.
Владельцам автомобилей с двигателями внутреннего сгорания на бензине подобных страшилок не бывает. Но бензины тоже бывают зимними! Основная разница между летними и зимними бензинами – в давлении насыщенных паров. Согласно Техническому Регламенту Таможенного Союза ТРТС 013/2011 оно должно составлять 35 – 80 кПа летом и 35 – 100 кПа зимой. Это давление любит напоминать о себе в момент открытия нагретой на солнце канистры с бензином – раздается «пшик». Зимой двигатели с таким топливом легче запускаются на морозе. А вот применение зимнего бензина летом чревато появлением паровых пробок в системе, что особенно неприятно для старых моделей с карбюраторными двигателями. На практике это случается нечасто. Бензиновый автомобиль, заправленный зимним топливом, летом спокойно поедет. Но лучше этого не делать, поскольку бензопроводы будут загрязняться, а трущиеся поверхности станут интенсивнее изнашиваться.
Заморозить бензин возможно, но для этого понадобится пониженная температура примерно -70 °С. В процессе замерзания бензин густеет неравномерно, а затем происходит кристаллизация. Температурные показатели застывания дизельного топлива известны: предельная температура фильтруемости летнего ДТ не нормируется, межсезонного – -15 °С, зимнего – -20 °С. Существует также арктическое ДТ с показателем -38 °С. Предельная температура фильтруемости указывает на температурный порог работоспособности двигателя; при температуре ниже этой отметки топливные фильтры перестают пропускать топливо. Температура застывания, при которой топливо теряет подвижность, обычно ниже температуры предельной фильтруемости на 5–7 °С. Самая «безобидная» температура – помутнения, которая характеризует начало кристаллизации парафинов в составе топлива.
Дизелевод может столкнуться с неприятностью на современной заправке: летнее топливо там продается даже в сильный мороз, поскольку декларируется полный ассортимент. Зимнее тоже обычно есть, но перепутать одно с другим несложно. Проверьте десять раз: точно ли на этой колонке наливают именно зимнее ДТ? Из современных нормативных документов сложно понять, сохранилась ли с советских времен практика разделения торговли зимними дизтопливами по месяцам и регионам.
Необъяснимые требования к работе двигателей зимой содержатся в нормативных документах. Технический регламент Таможенного союза 018/2011 устанавливает предельные температуры работоспособности автомобилей скорой медицинской помощи от -40°С до +40°С. ГОСТ Р54120-2010 регулирует пусковые качества двигателей, но не содержит требований к температурам, при которых должна сохраняться работоспособность двигателя как части автомобиля. Указаны следующие температуры:
Для бензиновых моторов минимальная температура запуска без системы упрощения пуска составляет -20°С, а с её использованием -30°С.
Для дизельных двигателей с камерой в поршне и турбонаддувом при степени сжатия не ниже 15 температурный режим холодного пуска составляет -10°С. При использовании устройств облегчения пуска этот показатель снижается до -20-25°С, что зависит от конструкции камеры сгорания.
Для автотранспорта общественного пользования, оснащенных системами предпускового подогрева двигателей, температура холодного пуска достигает -45°С.
Наглый сервисмен может заявить, что при -21°С бензиновый двигатель имеет полное право не запускаться. В документах к машине указаны более разумные цифры. Например, автомобили LADA всех семейств предназначены для перевозки людей и багажа (в количестве и массе, заявленной изготовителем) при температуре воздуха от -40 °C до +45 °C.