Тигр, Слон и Мышь: супертанки Porsche
Как у многих автомобильных производителей, у компании Porsche есть и военная история. Хоть и с переменным успехом, во время Второй мировой они выпускали танки для армии Третьего рейха.
«Тигр»
Panzerkampfwagen VI или «Тигр Порше» был представлен в 1942 году, но так и остался на стадии перспективной задумки. Танк не пошёл в серию из-за электрической трансмиссии, которая требовала на изготовление большое количество дефицитной меди, хотя сама машина фактически была готова к серийному выпуску. Поэтому по результатам военной комиссии был выбран другой «Тигр», фирмы «Хеншель». В танке от Porsche устанавливалось два двигателя воздушного охлаждения V10 по 320 лошадиных сил каждый, которые работали на два генератора, а те, в свою очередь, питали два тяговых электромотора, приводящих в движение ведущие колёса. Всего было построено пять «Тигров» фирмы Porsche, и все они были переданы на завод в Дёллерсхайме для тренировок.
«Тигр-II»
Со вторым «Тигром» от Porsche произошла аналогичная история. Разрабатывая новый проект ещё более мощного и защищённого танка, Порше взял за основу свой отвергнутый ранее проект. Получившийся тяжёлый танк должен был стать мощнейшим серийным танком времён Второй мировой войны и последним серийным тяжёлым танком нацистской Германии – «Королевским тигром». Но проект вновь был отвергнут, и немецкое руководство снова выбрало концепт фирмы Henschel und Sohn. Тем не менее, к тому моменту, когда проект Порше отклонили, для новой модели уже было изготовлено пятьдесят башен. Эти башни отличались обтекаемой формой и выступавшим за боковую стенку основанием командирской башенки. Изготовленные башни было решено использовать для вооружения первых 50 танков с корпусами Хеншеля. Так что первые «Королевские тигры» всё-таки получили кое-что и от Порше.
«Слон»
Тяжёлая самоходная артиллерийская установка «Фердинанд», названная в честь самого Порше, была одним из самых сильно вооружённых и мощно бронированных представителей немецкой бронетехники того периода. За что и получила своё второе название – «Элефант» или «Слон». «Слон» был разработан в 1942—1943 годах, и был по сути импровизацией на базе шасси первого «Тигра Порше». Проект создавался в большой спешке и нёс на себе немало экспериментальных решений, новых и необычных для немецкого и мирового танкостроения. Самые заметные из них – это электрическая трансмиссия и подвеска с использованием продольных торсионов. Однако, несмотря на некоторую дороговизну в эксплуатации, артиллерийская установка показала хорошие боевые качества и продержалась до самого падения нацистской Германии. Дебютировал «Слон» на Курской битве в 1943-м, а свой последний бой принял уже в окрестностях Берлина весной 1945 года.
«Мышь»
Сверхтяжёлый танк Panzerkampfwagen VIII «Maus» или просто «Мышь» производства Porsche был самым крупным по массе танком за всю историю бронетехники. Его боевая масса составляла 188 тонн. Машина была изготовлена всего в двух экземплярах и не принимала участия в боевых действиях (в основном, из-за неспособности вести ближний бой). «Мышь» оснащалась 12-цилиндровым V-образным турбодвигателем мощностью 1080 (на втором экземпляре – 1250) лошадиных сил. Хотя у танка было два топливных бака по 1560 литров каждый, запас хода составлял всего 180 километров. В апреле 1945 года, при приближении частей Красной Армии к полигону, немцы уничтожили прототипы «Мыши». Они взорвали оба танка, но только один подвергся значительным разрушениям. Позднее один танк был восстановлен и до сих пор хранится в Бронетанковом музее в Кубинке.