Тестовый вождение «Лады Х-Рей»: генетика будущего

В эпоху интернета принцип «разделяй и властвуй» нашел особенное применение. Медиа-продукты можно разделять с необычайной точностью по интересам различных групп. Каждый день появляются новые каналы, сайты или сообщества, посвященные необычным увлечениям. Любая ваша прихоть, запрошенная в интернете, найдет группу людей, давно интересующихся этим.

Изначально такое положение имело место лишь в сфере Интернета и его последствий. Затем к практике адаптации широких продуктов под узкие круги потребителей подключились производители одежды, товаров для быта и даже гиганты пищевой промышленности – ярким примером служат именные газированные напитки, которые все помнят.

Среди больших консервативных отраслей, сохранившихся до наших дней в неизменном виде, автопром занимает особое место. Поверхностно всё выглядит прогрессивно: новые цвета, возможность выбора из пяти вариантов отделки салона и двух способов зарядки смартфона – на самом деле это лишь 3-4 варианта кузова, 3-4 варианта угла наклона спинки сиденья и всё…

В XXI веке на большинстве моделей авто отсутствует регулировка вылета рычага КПП. Много водителей не могут подобрать комфортную посадку: чтобы руль был удобным, ноги располагались на педалях, и спина не болела. Это явление часто встречается даже в дорогих моделях, не говоря уже о массовом сегменте, который последние полвека производит машины с декоративными элементами для так называемого среднестатистического человека, которого, к слову, никогда не существовало.

Понятно, почему это так. Технологии мешают делать вещи дешево малыми партиями. Поэтому людям с обычным уровнем дохода приходится быть универсальными в мире все большей специализации.

К «Ладе XRAYВсе сказанное непосредственно относится: автомобиль является образцом транспортного средства для всех. Желаете грузовик? Перед вами складывающийся задний ряд и авиационный проем для любых вещей. Нужен молодежный хетч? Вот он! Что? Кроссовер? Это и есть кроссовер – так по документам, а клиренс под 200 мм говорит сам за себя! Любите Европу? Радуйтесь, это чистокровный француз! С детства увлечены культурой востока? Только вам раскроем тайну: двигатель и идеи от японского Ниссана! Вам ближе патриотический триколор? Это Лада! Подойдите, посмотрите на шильдик. Диалог может продолжаться очень долго. Машина – для всех и для всего.

Хорошо, уговорили, покупаем – скажите, сколько сейчас стоят Лады? Вы шутите… Не может быть!
Определились с рыночной нишей – авто для всех. Теперь перейдем ко второму важному вопросу, связанному с ценой. Тут вспоминается фраза одного из топ-менеджеров АвтоВАЗа: «Вы застряли в 2014 году!».

Автомобиль с базовым набором опций, скромным 1,6-литровым мотором мощностью 110 лошадиных сил и российским роботом обойдется дороже 700 тысяч рублей. Два года назад за такую сумму можно было приобрести кроссовер Skoda Yeti с немецким двигателем, независимой подвеской, кондиционером, подогревом сидений, противотуманными фарами и аудиосистемой.

Вспомнив это, шея будто бы сама по себе отклоняется от отечественного выпуска. Но куда тогда обратить взгляд в два тысяча шестнадцатом году? ЙетиВ наше время стоит примерно миллион, как и большинство европейцев и азиатов. Suzuki SX4 с рынка ушел, новый Renault Duster в сопоставимых комплектациях прилично дороже, Renault Sandero StepwayМногие платят больше, но живут хуже из-за одного и того же убеждения. Chevrolet NivaСтоимость её привлекательна, но концепция совсем другая. Всякое вращение и манипулирование не меняет факта: новый современный городской кроссовер за 700 000 рублей — это пока что лишь «Лада XRAY».

В течение двух недель мы тестируем «Ладу XRAY». С завода нам передают ключи от максимальной комплектации. Автомобиль новый – не пропыляем его ни в коем случае. Идем на работу, ездим с семьей, возим пожилых родственников в поликлинику, преодолеваем заснеженный участок дачи и наслаждаемся природой под весенним солнцем. Все делаем так же, как и обычные владельцы. Что из этого получается?

Что явно и ярко не понравилось, разумеется, цена. Если говорить о новой машине, то да, тут как бы без вариантов. Однако мир подержанных автомобилей рисует куда более радужные перспективы. На сайтах объявлений за 700-750 тысяч рублей можно взять настоящий большой кроссовер с полным приводом двух-трех лет от роду и пробегом в 50-60 тысяч километров. Для тех автомобилистов, которые не видят ничего зазорного в использовании машин после других владельцев, выбор будет предопределен.

Руль в «Ладе Х-Рей» девушки оценивают как «что-то с чем-то». Это худший элемент управления и, пожалуй, самая отторгающая часть машины. Переменное непрогнозируемое усилие, лотерейные отклики на неровности дороги, пустота в поворотах – это далеко не полный список неприятных сюрпризов от руля. Это бесит и утомляет одновременно. Боль от управления новой «Ладой» приумножается осознанием того, что у предка «рентгеновского» автомобиля, старого доброго «Рено Сандеро», этот узел был удовлетворительным. Зачем потребовалось менять «ламповый» гидроусилитель на электрогидравилический, автору статьи неизвестно. Есть призрачная надежда, что инженеры АвтоВАЗа допилят этот узел: на момент написания статьи они уже выпускали какие-то дополнительные прошивки для «Иксрея».

Несмотря на XXI век, деревянные подлокотники для установки между передними сидениями продаются с середины 1980-х годов. В японско-русско-французском флагмане от АвтоВАЗа такого элемента не найти даже при удвоении цены.

Шумоизоляция днища недостаточна. В машине арки обшиты ворсовым материалом, что теоретически должно снижать шум от попадания воды, песка и камней. Однако это не работает. Разбитая дорога доставляет в салон ощутимый шум, словно пулеметная очередь.

Система электронного стояночного тормоза нельзя отключить даже физическим способом, например, выключив блок предохранителей. Автомобиль сам застрянет как в снегу, так и в песке. Такое свойство странное для автомобиля, который рекламируется как кроссовер.

Кнопки на руле – значимое достижение отечественного автопрома. Пятидесяти лет шли к этому и радоваться новым элементам на руле нужно всегда, даже если сделаны они небрежно. На руле есть качалка громкости – это замечательно, а еще пять непонятных кнопок, которые никто в жизни не использует. Создатели машины почему-то не предусмотрели листание треков, хотя среднестатистический водитель чаще меняет музыку, чем настройки звука.

«Рено Сандеро» не славится обзорностью, но в данном случае проблемы с её отсутствием особенно заметны. Недочищенная зона лобового стекла, ширина стойки и её наклон сужают сектор обзора до размера взрослого человека, стоящего немного левее капота. Это крайне опасная ситуация.

Нет доводчиков стекол. Рынки предлагают решения даже для классики. АвтоВАЗ использует чужую платформу, кардинально изменяет внешность и интерьер, но упускает простую человеческую потребность.

Механизм освещения салона демонстрирует нестандартное поведение автомобиля. Функционирует, но не всегда как ожидается. Вынимаешь ключ из замка зажигания – плафон гаснет, закрываешь машину – включается. Задний свет для пассажиров отсутствует, в то время как в предыдущей модели «Сандеро» такое освещение присутствовало.

Передняя часть кузова машина касается земли и бордюрных камней. Назвав автомобиль внедорожником, учтите его проходимость по пересеченной местности.

Кнопка аварийной помощи в нашем автомобиле никак не реагировала на наши попытки её активировать. Возможно, это связано с особенностями комплектации для представителей СМИ.

Кресла качаются на 5-7 сантиметров в разные стороны. То же самое происходило и с «Сандеро» — спустя десять лет и ребрендинга проблема осталась без внимания.

Недостатки есть, но и положительные стороны присутствуют. Как говорил Джеймс Мей о машинах АвтоВАЗа: «Эти автомобили чертовски хорошо ездят на задней передаче». Британец был прав – камера заднего вида качественная, расположена в правильном месте и корректно отображает траекторию движения машины. Ее изображение остается четким даже при угасании дневного света.

Двигатель хорош – прост и надёжен. С ним можно спокойно летать без гарантии после трёх лет заводского срока, заливать его среднекачественным топливом и не обращать внимания на странные шумы в моторном отсеке.

Дизайн удачный – правда, только спереди, но всё же это революционная концепция – убедитесь сами, спросив любого человека из-за границы. Придумать новый вид в современном автомобилестроении, где решений уже предостаточно, – это здорово.

Отечественный климат-контроль понравился своей четкостью, информативностью и корректностью.
Легендарная ямоустойчивость шасси, двухъярусный багажник и концепция торпеды также пришлись по душе.

«Лада Х-Рей» — это автомобиль, созданный для удовлетворения повседневных потребностей водителей. В условиях кризиса и роста цен на новые автомобили машина могла бы быть более совершенной. Однако платформа имеет потенциал, и с нетерпением ждут полноприводную версию.

Смотрите также Тест-драйв седана «Лада Веста».