Тестовые поездки нового Лада ХRAY Cross с автоматической коробкой передач: успешное испытание автомата?

История двухпедальных версий автомобилей «Лада» стартовала с классического «автомата» на «Гранте». Позже «Веста» и XRAY довольствовались «роботом» АМТ с одним сцеплением. До недавнего времени. В конце июля начались продажи хэтчбека «XRAY Кросс» с новым для тольяттинских машин типом автоматической трансмиссии — вариатором.

Анатомия

Производители автомобилей марки Ваз стараются не употреблять слово «вариатор» и называют агрегат Jatco F015E «автоматической трансмиссией». Для такого подхода есть основания, так как это не классический вариатор: клиноремённая передача сочетается с двухступенчатым планетарным редуктором и гидротрансформатором. Первый компонент помогает ограничить диапазон работы вариатора, второй – снижает нагрузки, что в целом может продлить срок службы коробки передач.

Работники завода утверждают, что трансмиссионная жидкость рассчитана на весь срок службы автомобиля. Силовой агрегат с двигателем HR16 (1,6 литра, 113 л. с., алюминиевый блок), заимствованный у альянса «Рено-Ниссан», устанавливался на множество автомобилей, и давно существуют рекомендации специалистов по замене жидкости раз в 60 тысяч километров или даже чаще. Времени покажет, кто был прав.

Заводские специалисты утверждают о всесторонних испытаниях автомобилей и сообщают, что пробег одного тестового образца приближается к двукратной величине гарантийного срока, равной 200 тысячам километров.

Разработка этой передачи предусматривалась с самого начала при создании подрамника для данной модели. XRAY CrossПоэтому вариатор подошёл идеально и не уменьшил внушительный клиренс в 215 мм. Напомним, у «Логана-Сандеро» после установки такого же двигателя дорожный просвет сократился на пару сантиметров. Такая же участь постигла бы и обычный… ИксрейВ машине будет двигатель, но автоматическую трансмиссию устанавливать не собираются. В связке с двигателями ВАЗ использовать вариатор также не планируют, поскольку это потребует дополнительных затрат времени на разработку.

Несмотря на относительную для своего типа компактность, вариатор тяжелее механики. За счёт сидящего на алюминиевой диете двигателя весь агрегат весит всего на 13 кг больше, чем мотор 1.8 в паре с «механикой». Поэтому и пружины с амортизаторами менять не потребовалось. Приятный бонус, касающийся только новой модификации — правый приводной вал с промежуточной опорой. Теперь можно не беспокоиться об уводе с траектории на разгоне.

Косметика

Внешне новая версия ничем не отличается, в отличие от «Рено», у машины даже кузов остался прежним. В салоне положение получше: селектор вариатора, такой же, как и у французского, выглядит приятно, удобно лежит в руке, а ещё умеет ручное переключение: от себя — пониженная передача, на себя — повышенная. Удобно!

Центральная консоль стала менее функциональной без шайбы Lada Ride Select. Два педальных вариантам, видимо, предназначена городская или асфальтовая эксплуатация, несмотря на сохранившуюся приставку «Кросс» в названии.
На руле не обнаруживается круиз-контроля с ограничителем скорости, но эти функции переместились на панель слева от него рядом с регулировкой зеркал и корректором фар.

Мультимедийная система получила поддержку Apple Car Play и Android Auto, а на правой спице руля появилась кнопка голосового управления. Голосовые команды принимаются при четкой и неторопливой речи. Новая «голова» будет доступна и для обычного XRAY.

Модель поведения

Первое впечатление обычно самое сильное. Зайдя внутрь машины с работающим двигателем, сразу замечаешь: «Стало тише». Неплохо начали. Едва отпустишь тормоз, машина начинает плавно и неторопливо двигаться. Тоже радует. А вот если нужно ускориться «вполпедали», машина останавливается на мгновение и собирается с мыслями, что заставляет давить на газ сильнее, чем при механике. Да ещё и трансмиссия внезапно спохватывается, подкидывает обороты и заставляет звук двигателя довольно отчётливо пробираться в салон. Но, конечно, никаких рывков на переключениях, тут вам не «робот».

В сельской местности запаздывание не беспокоит, разгоны выполняются проще. Однако при обгонах нужно учитывать характеристики мотора.
Движение без превышения скорости комфортное: из-за большого диапазона передаточных чисел при спокойной езде стрелка тахометра колеблется в районе 1500-2000 оборотов в минуту, делая двигатель почти незаметным, но с чуть повышенной вибрацией. В это время слышно аэродинамический шум от зеркал, который раньше заглушался двигателем.

Для избавления от зависимости оборотов от нажатия педали акселератора доступен ручной режим с имитацией шести передач. Коробка не держит передачи жёстко и перескакивает вверх при достижении максимальных оборотов. Зато радуют заметное замедление при переключениях вниз, то есть тормозить трансмиссией вполне можно.

В части рулевого управления и подвески это всё та же знакомая модель «Иксрей Кросс»: электроусилитель, которому не удалось приблизиться к . ВестеОщущения ясны и отчетливы, а машина обладает мощью, способной взлетать от малейших толчков, словно мяч. Это позволяет оставаться спокойным даже на бездорожье.

Диагноз

Цена хэтчбека Lada XRAY Cross AT начинается от 846 900 рублей. Базовая комплектация включает фронтальные подушки безопасности, крепления ISOFIX, иммобилайзер, охранную сигнализацию, задние дисковые тормоза, систему стабилизации, бортовой компьютер, регулировку руля по высоте и вылету, центральный замок с дистанционным управлением, электростеклоподъёмники передних дверей, аудиоподготовку, кондиционер, а также декоративные элементы версии «Кросс».

Самая полная версия оснащена всеми видами обогревателей, включая руль, стеклоподъёмники всех дверей, климат-контролем, круиз-контролем и другими опциями. На новый силовой агрегат в сравнении с версией 1.8 МТ в одинаковой комплектации нужно заплатить дополнительно 50 тысяч рублей.

Карта АМТ 2.0 продемонстрировала, что робот с одним сцеплением способен демонстрировать адекватные реакции и не сильно дёргаться при переключениях, оставаясь весьма доступным (доплата за него — 25 тысяч). Но, как мы… говорили уже тогдаНовым вариантам недоступно превратиться в полноценный «автомат». Как и вариатору. Поэтому модификация может оказаться очень востребованной, ведь намного доступнее по цене, чем хэтчбек. Rio X-line, не говоря уже о переднеприводных версиях кроссоверов Hyundai Creta или Renault Kaptur.