Тестируем раллийную Ладу Гранту в режиме «все включено»

Тестирование внедорожной Лады Гранты в режиме «всё включено»

Сначала о формате теста: можно было бы взять в санкт-петербургском дилерском центре «Интей Лада», руководителем которого является Алексей Румянцев — человек, имеющий большой вес в LADA Rally Cup и раллийной LADA Granta, выбрать пару-тройку дорог под Санкт-Петербургом, не отличающихся интенсивным движением, и рассказать читателям о поворачиваемости автомобиля: недостаточной или избыточной. Можно было бы оценить ватность (или нет) руля в «околонулевой отметке», информативность тормозов и энергоемкость подвески. Но мы с благословения PR-директора по продуктовой линейке и спортивным проектам АВТОВАЗа Оксаны Вершининой решили испытать автомобиль в режиме реального ралли, при этом используя конкретную схему, благодаря которой любители такого вида спорта могут начать свой путь в автомобильном спорте или продолжить когда-то прерванные выступления.

Изображение: img.freepik.com

Не знаю, испытывал ли Алексей Румянцев в тот момент душевные волнения, разрешая предоставить нам недёшевый автомобиль. Внешне всё оставалось как обычно. Так что, Алексей Владимирович, спасибо Вам за смелость! Что касается экипажа, то всё было просто: с мастером спорта СССР Виктором Березовским мы много лет вместе отъездили, но и «шлемы на гвоздь» повесили давно. Тем не менее, экспертное мнение Виктора высоко ценю, лучшего напарника по экипажу даже искать не собирался. А ралли выбрали самое культовое из всех присутствующих в календаре чемпионата России — поистине легендарное «Белые ночи».

Изображение: img.freepik.com

Перед стартом требовалось отрегулировать сиденье и ремни безопасности, а также удостовериться в исправности связи.

Говоря о формате, который мы тестировали, речь шла об услугах «все включено». Экипаж (при наличии необходимых документов) приезжает на место соревнований, где его встречают механики и готовый автомобиль. В течение гонки экипаж получает полное сопровождение: обслуживание в сервисных зонах, топливо, колеса, решение вопросов технических инспекций… К услугам также входят тесты накануне соревнований.

Изображение: img.freepik.com

Возникающие на технической инспекции вопросы нас не беспокоили.

Знакомство с автомобилем началось с тестов. Виктор обычно придирчив к технике (сам регулярно выполнял обязанности шеф-механика), но в этот раз лишь пожал плечами: «Все нормально, машина понятная, ехать можно».
Это при том, что за время тестов мы проехали на нем всего восемь километров… Березовский не любит ранних подъемов и традиционное утреннее приветствие всегда парирует словами: «Утро добрым не бывает». Но и с этим все обошлось — раннее предоставление автомобиля на обязательную техническую инспекцию обеспечили механики. Нам же предстояло лишь вовремя прибыть к старту ралли. Маленький, но важный бонус системы «все включено». Системы, привлекательность которой вдруг дала сбой в самый неподходящий момент. До отметки на нулевом пункте контроля времени оставалось пара минут, когда к автомобилю подбежал механик и сообщил, что после тестов осталось включенным переговорное устройство и находящаяся в нем батарейка, вероятно, приказала долго жить. А запасной, увы, нет.
Ведь вина целиком моя — в то время, когда мы регулярно выступали в ралли, в моей штурманской сумке всегда лежала пара батареек «Крона» для переговорного устройства. Расслабился, на «все включено» надейся, но и сам не плошай…

Изображение: img.freepik.com

На первом спецучастке начинаем с не работающей переговоркой. Попытки транслировать записи в скоростной стенограмме осуществляются жестами. Финиш. Отступление о раллийном братстве. «Условия выживания» в ралли существенно отличаются от других дисциплин автоспорта. Спорт сложный, опасный, и возможно поэтому отношения здесь особые.
Сразу после финиша спецучастка стоит Mitsubishi Тимофея Андрющенко — сход из-за поломки двигателя. У штурмана Алексея Ко Knova спрашиваю о запасной батарейке — он тут же ее протягивает. Мелочь, но все же…

Изображение: img.freepik.com

В целом ралли для нас с Виктором получилось необычным. В памяти ещё оставались гонки, где на каждом спецучастке мы сражались за секунды, ехали на грани, а здесь, финишируя на очередном этапе, я даже не взглянул на табло результатов. Более того, только на следующий день после ралли я узнал результаты. Всё потому, что в этот раз спортивный результат для нас был второстепенным. С одной стороны, чтобы полностью оценить автомобиль, нужно добраться до финиша без поломок. С другой — желательно финишировать, избегая даже незначительных повреждений машины. Поэтому скорость на спецучастках должна была соответствовать поставленным перед нами задачами.
Однако уже появился первый тревожный сигнал — начали плохо включаться передачи. В автомобиле обычная синхронизированная коробка передач, только передаточные числа другие. И этот узел не любит грубого обращения. Виктор аккуратно маневрировал рычагом переключения передач, но тем не менее…

Изображение: img.freepik.com

За спиной шесть спецучастков первого дня ралли общей длиной почти семьдесят километров, а общий маршрут превысил двадцать семьдесят километров. Сервисный парк. Поведение автомобиля нравится, вот только коробка передач… А ведь завтра предстоит проехать еще почти двести километров, из которых около шестьдесяти — спецучастки. Механики быстро находят причину некорректной работы КП — тросовый привод. Трос меняют, все регламентные работы успевают сделать за отведенные на заключительный сервис сорок пять минут, автомобиль отправляется в закрытый парк.

Изображение: img.freepik.com

Ралли «Белые ночи» знаменито карельскими трехмерными дорогами, высокими скоростями и требовательностью к мастерству пилотов и технике. Ошибки почти не прощают. Поэтому после первого дня ралли из 43 автомобилей экипажей стало меньше на десяток. Двухкратное прохождение спецучастков первой секции второго дня «Кааламо» и «Заозерный» новой информации об автомобиле не предоставило: работает как часы и позволяет ехать значительно быстрее. Но проверять порог надежности LADA Granta в планы не входило. А вот удовольствие от езды получали. Не то, когда побеждаешь, выиграв на финише доли секунды, а от самого факта участия, от автомобиля, с которым не надо бороться, от атмосферы гонки.

Изображение: img.freepik.com

«Белые ночи», впервые проведённые в 1963 году, вероятно, исчерпали запас ярких названий. Наиболее популярной всегда была строчка из бардовской песни «Долго будет Карелия сниться». Виктору и мне это ралли скорее приснится как испытание, а не спорт, но отдельные моменты останутся в памяти. Например, дневной сервис во второй день, когда на сервисный парк обрушился ураган. Порывы ветра, ливень, шатры команд, разлетающиеся по площадке… 15 минут из отведенного получаса механики и я, поливаемые дождем, стояли, вцепившись в стойки пытающегося взлететь шатра, под которым находился наш автомобиль. А оставшиеся 15 минут… проверка уровня масла, протирка стекол… LADA Granta, прошедшая дистанцию четырех спецучастков, в обслуживании просто не нуждалась!

Изображение: img.freepik.com

Осталось два спецучастка до финиша. До него добрались лишь 26 экипажей из 43 стартовавших. Задачу, которую мы поставили перед собой, выполнили. Главный вывод: LADA Rally Cup — состоятельная серия, как в организационном, так и в техническом плане. В ее будущем я не сомневаюсь.

Изображение: img.freepik.com

Если возвращаться к тесту, то при сходе его нельзя было бы назвать полным. Финишировать, как и стартовать, вряд ли удалось бы без помощи технической команды: руководителя по спорту Андрея Васильева, старшего механика Виталия Сердюкова, а также механиков Александра Денисова и Сэма Юсифова. Все эти люди на время гонки стали полноценными членами тестовой группы.

Изображение: img.freepik.com

Финиш. Грустно, что прекрасное проходит так быстро. Если бы было время, всё этапы LADA Rally Cup прошли бы…