Тестируем новый Лada XRAY Cross AT: автоматическая трансмиссия удалась?

Производство двухпедальных версий автомобилей «Лада» началось с классического «автомата» на «Гранте». Позже «Веста» и XRAY получили «роботизированную» трансмиссию АМТ с одним сцеплением. Но в конце июля продажи хэтчбека «XRAY Кросс» с новым для «лада» типом автоматической трансмиссии — вариатором. Что же это такое?
Анатомия
Владельцы автомобилей Вазовского производства стараются не употреблять слово «вариатор», называя агрегат Jatco F015E просто «автоматической трансмиссией». Такое предпочтение имеет основания, поскольку это не простой вариатор: в нём клиноремённая передача работает вместе с двухступенчатым планетарным редуктором и гидротрансформатором. Первый компонент помогает сузить диапазон работы собственно вариатора, не доводя ремень до крайних положений на шкивах, а второй – сглаживает нагрузки, что в итоге может продлить срок службы коробки передач.

Работники завода утверждают, что трансмиссионная жидкость рассчитана на весь срок службы автомобиля. Силовой агрегат с двигателем HR16 (1,6 литра, 113 л. с., алюминиевый блок), заимствованный у альянса «Рено-Ниссан», устанавливался на множество автомобилей. Существовали рекомендации сервисменов по замене жидкости раз в 60 тысяч километров или даже чаще. Время покажет, кто был прав.
Заводские представители утверждают, что машины прошли тщательные проверки, и один из прототипов на данный момент накатал почти в два раза больше гарантийного пробега — около двухсот тысяч километров.

При проектировании подрамника для этой версии предусматривалась установка подобной трансмиссии. XRAY CrossПоэтому вариатор подошёл как родной и даже не нарушил большой клиренс в 215 мм. Как помним, у «Логана-Сандеро» после установки такого же двигателя дорожный просвет уменьшился на пару сантиметров. Такое же ожидание было и для обычного… ИксрейНовая модификация предусматривается, но для неё не рассматривается автоматическая трансмиссия. Вариатор также не планируется устанавливать с двигателями ВАЗ, так как это потребует дополнительного времени на разработку.

Хотя вариатор, по сравнению с другими вариаторами, компактен, все же тяжелее механики. Но благодаря двигателю, сидящему на алюминиевой диете, весь агрегат весит всего на 13 кг больше, чем мотор 1.8 с механикой. Поэтому и пружины с амортизаторами менять не пришлось. Приятный бонус новой модификации — правый приводной вал с промежуточной опорой. Теперь можно не беспокоиться об уводе с траектории на разгоне.
Косметика
Внешний вид новой модели не претерпел изменений, как отличительно у «Рено», даже линия кузова осталась неизменной. В салоне ситуация более интересная: селектор вариатора, такой же, как у французского автомобиля, выглядит приятно, лежит в руке удобно и обладает «правильным» ручным переключением: от себя — пониженная передача, на себя — повышенная.

Центральная консоль стала несколько проще без шайбы Lada Ride Select. Два педала скорее всего предназначены для езды по городу или асфальтным дорогам, несмотря на приставку «Кросс» в названии. На руле нет круиз-контроля с ограничителем скорости, но эти функции переехали на панель слева от него, рядом с регулировкой зеркал и корректором фар. Остается загадкой, под что освобождали место. Ждем объяснений.

Мультимедийная система улучшилась, добавив поддержку Apple Car Play и Android Auto, а на правой части руля появилась кнопка голосового управления. Четко и размеренно произнесенные команды позволяют общаться с аппаратом. Позитивно, что новая «голова» будет доступна и для обычного XRAY.
Модель поведения
Первое впечатление часто оказывается самым сильным. Внутри машины с работающим двигателем сразу замечаешь: «Стало тише». Хорошее начало. Едва отпустишь тормоз, машина начинает плавно и размеренно двигаться. Также приятно. А вот если нужно ускориться «вполпедали», машина замедляется и собирается с мыслями, что заставляет давить на газ сильнее, чем при механике. Трансмиссия внезапно подхватывает обороты и позволяет звуку двигателя отчетливо доноситься в салон. Но никаких рывков при переключениях, здесь не «робот».

Вдали от города задержка уже не беспокоит, разгоняться проще. За исключением некоторых обгонов, где приходится учитывать физические возможности мотора. Движение по правилам весьма комфортно: благодаря большому диапазону передаточных чисел при равномерной езде стрелка тахометра колеблется в районе 1500-2000 оборотов в минуту, делая двигатель почти неслышным, но с чуть повышенной вибрацией. При этом слышен аэродинамический шум от зеркал, который раньше успешно заглушал двигатель.
Для устранения привычной для вариатора зависимости скоростей от нажатия педали газа предусмотрен ручной режим с имитацией шести передач. Коробка не держит их жёстко и переключается вверх при достижении максимальных оборотов. Однако, радует заметное замедление при переключениях вниз, то есть тормозить трансмиссией вполне возможно.

В части рулевой системы и подвески это всё тот же знакомый «Иксрей Кросс»: электроусилитель, который так и не смог подойти по качеству к ВестеОщущения в машине яркие и насыщенные, энергия её так велика, что она будто подпрыгивает на мелких неровностях, как мячик, и не беспокоится, когда перед колесами заканчивается проезжая часть.
Диагноз
Стоимость хэтчбека Lada XRAY Cross AT начинается от 846 900 рублей. В базовой комплектации предусмотрено наличие фронтальных подушек безопасности, креплений ISOFIX, иммобилайзера, охранной сигнализации, задних дисковых тормозов, системы стабилизации, бортового компьютера, регулировки руля по высоте и вылету, центрального замка с дистанционным управлением, электростеклоподъёмников передних дверей, аудиоподготовки, кондиционера, а также весь декоративный набор, характерный для версии «Кросс».
Самая полная версия оснащена всем набором обогревателей, включая руль, стеклоподъёмники всех дверей, климат-контролем, круиз-контролем и дополнительным оборудованием. Разница в цене между новой силовой установкой и версией 1.8 МТ в одинаковой комплектации равна 50 тысячам рублей.

Коробка АМТ 2.0 продемонстрировала, что «робот» с одним сцеплением способен проявлять очень адекватные реакции и практически не дёргаться при переключениях, оставаясь при этом весьма доступным (доплата за него — 25 тысяч рублей). Но… как мы… говорили уже тогдаБлагодаря своим характеристикам, эта модификация может быть очень востребованной из-за своей доступности по цене, особенно в сравнении с хэтчбеком. Rio X-line, не говоря уже о переднеприводных версиях кроссоверов Hyundai Creta или Renault Kaptur.