Тестируем новый Лada XRAY Cross AT: автоматическая трансмиссия удалась?

Изображение: img.freepik.com


Производство двухпедальных версий автомобилей «Лада» началось с классического «автомата» на «Гранте». Позже «Веста» и XRAY получили «роботизированную» трансмиссию АМТ с одним сцеплением. Но в конце июля продажи хэтчбека «XRAY Кросс» с новым для «лада» типом автоматической трансмиссии — вариатором. Что же это такое?

Анатомия


Владельцы автомобилей Вазовского производства стараются не употреблять слово «вариатор», называя агрегат Jatco F015E просто «автоматической трансмиссией». Такое предпочтение имеет основания, поскольку это не простой вариатор: в нём клиноремённая передача работает вместе с двухступенчатым планетарным редуктором и гидротрансформатором. Первый компонент помогает сузить диапазон работы собственно вариатора, не доводя ремень до крайних положений на шкивах, а второй – сглаживает нагрузки, что в итоге может продлить срок службы коробки передач.

Изображение: img.freepik.com


Работники завода утверждают, что трансмиссионная жидкость рассчитана на весь срок службы автомобиля. Силовой агрегат с двигателем HR16 (1,6 литра, 113 л. с., алюминиевый блок), заимствованный у альянса «Рено-Ниссан», устанавливался на множество автомобилей. Существовали рекомендации сервисменов по замене жидкости раз в 60 тысяч километров или даже чаще. Время покажет, кто был прав.


Заводские представители утверждают, что машины прошли тщательные проверки, и один из прототипов на данный момент накатал почти в два раза больше гарантийного пробега — около двухсот тысяч километров.

Изображение: img.freepik.com


При проектировании подрамника для этой версии предусматривалась установка подобной трансмиссии.
XRAY CrossПоэтому вариатор подошёл как родной и даже не нарушил большой клиренс в 215 мм. Как помним, у «Логана-Сандеро» после установки такого же двигателя дорожный просвет уменьшился на пару сантиметров. Такое же ожидание было и для обычного… ИксрейНовая модификация предусматривается, но для неё не рассматривается автоматическая трансмиссия. Вариатор также не планируется устанавливать с двигателями ВАЗ, так как это потребует дополнительного времени на разработку.

Изображение: img.freepik.com


Хотя вариатор, по сравнению с другими вариаторами, компактен, все же тяжелее механики. Но благодаря двигателю, сидящему на алюминиевой диете, весь агрегат весит всего на 13 кг больше, чем мотор 1.8 с механикой. Поэтому и пружины с амортизаторами менять не пришлось. Приятный бонус новой модификации — правый приводной вал с промежуточной опорой. Теперь можно не беспокоиться об уводе с траектории на разгоне.

Косметика


Внешний вид новой модели не претерпел изменений, как отличительно у «Рено», даже линия кузова осталась неизменной. В салоне ситуация более интересная: селектор вариатора, такой же, как у французского автомобиля, выглядит приятно, лежит в руке удобно и обладает «правильным» ручным переключением: от себя — пониженная передача, на себя — повышенная.

Изображение: img.freepik.com


Центральная консоль стала несколько проще без шайбы Lada Ride Select. Два педала скорее всего предназначены для езды по городу или асфальтным дорогам, несмотря на приставку «Кросс» в названии. На руле нет круиз-контроля с ограничителем скорости, но эти функции переехали на панель слева от него, рядом с регулировкой зеркал и корректором фар. Остается загадкой, под что освобождали место. Ждем объяснений.

Изображение: img.freepik.com


Мультимедийная система улучшилась, добавив поддержку Apple Car Play и Android Auto, а на правой части руля появилась кнопка голосового управления. Четко и размеренно произнесенные команды позволяют общаться с аппаратом. Позитивно, что новая «голова» будет доступна и для обычного XRAY.

Модель поведения


Первое впечатление часто оказывается самым сильным. Внутри машины с работающим двигателем сразу замечаешь: «Стало тише». Хорошее начало. Едва отпустишь тормоз, машина начинает плавно и размеренно двигаться. Также приятно. А вот если нужно ускориться «вполпедали», машина замедляется и собирается с мыслями, что заставляет давить на газ сильнее, чем при механике. Трансмиссия внезапно подхватывает обороты и позволяет звуку двигателя отчетливо доноситься в салон. Но никаких рывков при переключениях, здесь не «робот».

Изображение: img.freepik.com


Вдали от города задержка уже не беспокоит, разгоняться проще. За исключением некоторых обгонов, где приходится учитывать физические возможности мотора. Движение по правилам весьма комфортно: благодаря большому диапазону передаточных чисел при равномерной езде стрелка тахометра колеблется в районе 1500-2000 оборотов в минуту, делая двигатель почти неслышным, но с чуть повышенной вибрацией. При этом слышен аэродинамический шум от зеркал, который раньше успешно заглушал двигатель.


Для устранения привычной для вариатора зависимости скоростей от нажатия педали газа предусмотрен ручной режим с имитацией шести передач. Коробка не держит их жёстко и переключается вверх при достижении максимальных оборотов. Однако, радует заметное замедление при переключениях вниз, то есть тормозить трансмиссией вполне возможно.

Изображение: img.freepik.com


В части рулевой системы и подвески это всё тот же знакомый «Иксрей Кросс»: электроусилитель, который так и не смог подойти по качеству к
ВестеОщущения в машине яркие и насыщенные, энергия её так велика, что она будто подпрыгивает на мелких неровностях, как мячик, и не беспокоится, когда перед колесами заканчивается проезжая часть.

Диагноз


Стоимость хэтчбека Lada XRAY Cross AT начинается от 846 900 рублей. В базовой комплектации предусмотрено наличие фронтальных подушек безопасности, креплений ISOFIX, иммобилайзера, охранной сигнализации, задних дисковых тормозов, системы стабилизации, бортового компьютера, регулировки руля по высоте и вылету, центрального замка с дистанционным управлением, электростеклоподъёмников передних дверей, аудиоподготовки, кондиционера, а также весь декоративный набор, характерный для версии «Кросс».


Самая полная версия оснащена всем набором обогревателей, включая руль, стеклоподъёмники всех дверей, климат-контролем, круиз-контролем и дополнительным оборудованием. Разница в цене между новой силовой установкой и версией 1.8 МТ в одинаковой комплектации равна 50 тысячам рублей.

Изображение: img.freepik.com


Коробка АМТ 2.0 продемонстрировала, что «робот» с одним сцеплением способен проявлять очень адекватные реакции и практически не дёргаться при переключениях, оставаясь при этом весьма доступным (доплата за него — 25 тысяч рублей). Но… как мы…
говорили уже тогдаБлагодаря своим характеристикам, эта модификация может быть очень востребованной из-за своей доступности по цене, особенно в сравнении с хэтчбеком. Rio X-line, не говоря уже о переднеприводных версиях кроссоверов Hyundai Creta или Renault Kaptur.