Тест-драйв «Лады ХRAY» с вариатором в осенне-зимних условиях

Встретившись летом с «Ладой XRAY АТ» в Калининграде и его окрестностях, захотелось узнать, как автомобиль справится зимой.

Забирая машину, удивился: вместо фирменного «янтаря» она окрашена в более привычный «Иксрей», хоть и броский, «огненно-красный». Внешность при этом нисколько не проигрывает, всё так же производит довольно серьёзное впечатление.

В салоне изменений нет: массивный передний щиток и средние по размеру габариты оставляют мало свободного пространства. Сидеть неудобно не получится, а множество регулировок позволяют найти оптимальную позицию.

Больше всего хотелось испытать XRAY с новым силовым агрегатом: двигателем Renault H4M и вариатором Jatco F015E, в холодное время года, когда местами была грязь, а местами снег. В мороз на гололёде неторопливость реакции вариатора скорее приносит пользу — особо никуда не уедешь даже если захочешь. При этом нелинейная зависимость ускорения от положения педали газа ощутима и здесь.

Когда переключаешься с плавного хода на ускорение и понемногу давишь на педаль газа, сначала при увеличении оборотов скорость почти не меняется, а после достижения определённого положения педали начинается подхват, и далее ускорение становится более заметным. В этом плане даже так называемый «робот» ведет себя лучше, но, конечно, не может обеспечить плавного движения. Вариатор же не испытывает «механических» рывков.

На дороге складывается неоднозначная картина. С двумя полосами движения в каждую сторону все хорошо: достаточно плавно разгоняться и тормозить, что машина и делает с удовольствием. Но если одна полоса в каждом направлении – это уже не так весело.

Во время поездки из Тольятти в Казань за рулём «Иксрея» пришлось следовать за «Грантой Кросс» с механикой. Спокойный для неё режим движения с частыми обгонами принудил меня и «Иксрея» часто нажимать педаль газа в пол, почти до упора до положения «кик-дауна» почти на протяжении половины пути.

В целом, ехать возможно, отставание было предсказуемо, но я не ожидал такой разницы. На ухабах приходилось корректировать руль, видимо, из-за малой базы и хорошей колеи.

Шумоизоляция летом была весьма убедительной, и главным раздражителем на дороге были аэродинамические шумы, точнее звук от корпусов зеркал. С установкой зимней резины шипы стали доминировать в шумовом диапазоне, что особенно заметно стало в Казани, где в рамках мероприятий «семейных выходных с Lada» появилась возможность сравнить модели XRAY Cross и Vesta SW Cross. «Веста» оказалась заметно тише по аркам даже на городских скоростях. На этом фоне чуть более громкий двигатель ВАЗ-21179, стоящий на ней, не так бросается в глаза, общий уровень шума всё равно ниже.

Вариатор — устройство, чувствительное к большим и резким нагрузкам. Как настроить поведение автомобиля вне дорог? Есть два варианта: сохранить проходимость, «забив» на ресурс трансмиссии, или сберечь агрегаты, немного пожертвовав «всепролазностью». Выбор Вазовцев — второй вариант, и это, вероятно, не случайно. В таких условиях есть надежда подтвердить заявленный ресурс. Но при этом замена жидкости раз в 60 тысяч километров не повредит. Так больше шансов. Кстати, из машины с вариатором изъяли систему Lada Ride Select вместе с имитацией блокировки дифференциала.

В городе модель XRAY Cross AT одинаково комфортна летом и зимой. Машина ведет себя плавно, без рывков, характерных для коробки АМТ. Подвеска всегда демонстрирует высокую энергоемкость. Обгоны на двухполосной дороге могут вызывать затруднения, нужно адаптироваться после механической или автоматической трансмиссии. На бездорожье это обычный автомобиль с увеличенным клиренсом, но вариатор лучше сохранять в целости. В целом, модификация имеет большие шансы на успех, поскольку ее поведение ближе к классическому «автомату», которого давно ждут потребители, чем робота АМТ.