Техосмотр в СССР: трудности получения талона для граждан

Владельцы машин и специалисты с давних пор презирают эту процедуру. Причина понятна: техосмотр – это стресс, расточительство времени и бессмысленное занятие в своей основе. Кроме того, существовало мнение о том, что это способ обогащения сотрудников ГИБДД.

Частота техосмотра не была постоянной – иногда дважды в год, иногда раз в год, а иногда – раз в два года. Правила тоже менялись. Самые значительные корректировки произошли в 1964, 1974 и 1988 годах. Что именно проверяли в те годы? Давайте вспомним.

Нет контрольных линий. Обычно есть районное отделение ГАИ, которое не подходит для проверки машин. Записи нет, компьютер тоже — забудьте об этом. Нужно подъехать во время работы инспекторов и найти место поближе к входу. Оттуда до сотни метров гаишник идти не будет. Машина должна быть чистой, а с собой – оплаченные квитанции: сбор за дороги и ТО. Возможно, понадобится справка о здоровье — иногда ее спрашивают.

Смена для инспектора состоит из двух частей: время на улице и время в помещении. Важно обратить внимание на улицу – нужно заставить инспектора остановиться возле машины. Единственное, что он может реально проверить – люфт рулевого управления: проверяющий хватается за руль и качает его. Дальше всё зависит от настроения инспектора. Некоторые требуют поставить машину на ручной тормоз и упираются рукой в дверной проем, пытаясь сдвинуть машину с места. Эстакады все равно нет…

Порой просят включить определённые световые приборы. С радостью осматривают загорание стоп-сигналов при нажатии на педаль тормоза. Но для владельцев «Жигулей» главное развлечение – проверка номера двигателя инспектором!

Простота заблуждает. Номер машины первых выпусков находился на крышке мотора, ее осмотреть было трудно. Потом производители перенесли его сбоку, но это произошло позже. Тогда инспектор использовал зеркальце на длинной ручке, опускав его внутрь. Новичок сразу прослывал: «У вас грязь – ничего не видно!» Место настолько неудобно, что туда с тряпкой сложно залезть: рукав надо поднять до локтя (иначе одежда весьма испачкается), добраться до нужной площадки и попытаться удалить жирный слой грязи, масла и прочего. Опытные заранее готовились, а новичков жалеть не стали: меньше народу – больше кислорода.

Что ещё? Покажите знак аварийной остановки, предъявите аптечку. При плохом настроении инспектор требовал предъявить дату производства валидола, как обязательного компонента. Позже к необходимым атрибутам багажника добавился огнетушитель – проверяли показания манометра.

Инспектор считал трещину на стекле личным оскорблением, будто бы сначала нужно починить машину, а потом приезжать. То же касалось облупленных номеров: где и чем их подкрасить – дело владельца. Износ шин определяли визуально.

В итоге мероприятие завершается картонкой, которую устанавливают в правом нижнем углу лобового стекла.
На ней написано: «Автомобиль прошёл технический осмотр». Год указан на лицевой стороне карточки.

Многие старались любыми способами избежать этой бессмысленной процедуры. Купить новый валидол – дело нехитрое, а вот где найти новое ветровое стекло? С помощью знакомых и полузнакомых искали доступ к ГАИшникам, которые за небольшую плату оформляли нужный талон без нервозности. И без осмотра машины, разумеется.

Интересно, что любые перестройки только ухудшали положение.
После того как машины обязали ставить на стенды, выяснилось, что недавно отремонтированная в фирменном сервисе машина не подходит по параметрам. Конечно же, виноват владелец – кто еще? У него нервный срыв: он все посетил и оплатил, а работники покачивают плечами – мол, незачет.

В настоящее время технический осмотр не проводится. На сколько это продлится?