Техника для транспортировки продовольственных товаров

Перевозка скоропортящихся товаров требует поддержания определенной температуры. Рассмотрим самые актуальные предложения на рынке рефрижераторных установок для развозных фургонов.
Продажи новых авторефрижераторов для городской доставки или развозки в России в 2024 году увеличились на 60 %. За год приобретено более восьми тысяч таких автомобилей. В общей сложности было продано свыше четырнадцати тысяч авторефрижераторов для транспортировки на разных этапах холодовой цепи. «СИВ Трансхолод»).
Авторефрижераторы применяются на трёх основных видах транспортировки: доставка по городу, межгорода, а также международные и магистральные маршруты между городами.
Холодильно-отопительные установки (ХОУ) для рефрижераторов бывают трех видов. Первые ХОУ работают от двигателя автомобиля: вал ДВС связан с компрессором через ременную передачу.
Это сплит-система: конденсатор монтируется на передней стенке или крыше фургона, а испаритель размещается внутри кузова. К примеру, это оборудование Carrier Citimax и Xarios.
Второй тип — автономные агрегаты для средних и больших грузовиков. Эти агрегаты оснащены собственным дизельным двигателем, не зависят от двигателя автомобиля и способны более ровно поддерживать температуру, чем приводные агрегаты. Монотемпературные установки сделаны в виде моноблока, который монтируется на передней стенке фургона грузовика. Пример — Carrier Supra. Автономные агрегаты оснащены стояночной секцией — при выключенном двигателе установка запитывается от электрической сети. Есть также менее распространенные модели с особой конструкцией для монтажа в нижней части прицепа. Это Supra с литерой U. Таким образом, можно составить сцепку для перевозки за один рейс почти вдвое большего количества продукции.
В завершении — самые продвинутые по технологии машины для поддержания температуры в грузовых отсеках: рефрижераторы для полуприцепов. Обеспечивают постоянную температуру внутри кузовов на уровне 95–110 градусов. 3 в авторефрижераторах или 120–130 м3 В изолированных холодильных контейнерах установлены агрегаты Carrier Vector с режимом холодного хранения при стоянке.

Потребность в технике с ХОУ изменила привычные нормы: крупные города нуждаются сейчас в компактных холодильных агрегатах — небольших «каблучках» и фургонах на шасси, вытесняя из центра городов дымящиеся грузовики. В статье рассматривается оборудование для мало- и среднетоннажных фургонов.
На российском рынке помимо Carrier функционируют холодильно-отопительные установки разных производителей из разных стран: Dongin Thermo и H-Thermo, SuperSnow, SuperCool, Sinoclima. Российское оборудование представлено марками TerraFrigo, Fridge (такие изделия устанавливаются в фургонах «Центртранстехмаш»), «Элинж» и другими.

Из новинок выделяем продукцию компании TerraFrigo — линейку холодильных установок третьего поколения с приводом от двигателя. По данным компании, подобное оборудование занимало наибольшую нишу монтажа ХОУ в сервисных центрах и на специализированных предприятиях — 60 % годом ранее. Линейка TerraFrigo G3 предназначена для автомобилей средней вместимости, объемом грузового отсека до 28 м³. 3.
Инженеры компании отмечают преимущество моделей линейки зависимых ХОУ из Ростова-на-Дону со стояночной секцией в повышении надежности. Постоянная нагрузка на дорожный компрессор увеличивает вероятность его выхода из строя, что может привести к порче груза в самый неподходящий момент. Рабочей мощности компрессоров недостаточно для набора температуры в режиме стоянки, они смогут только поддерживать температуру, заложенную в дорожном режиме, что неудобно для использования.
Важно то, что все упомянутые холодильные установки соответствуют международным нормам СПС, действовавшим в России с 2012 года. До этого требования СПС распространялись только на международные перевозки. Сейчас свидетельство о соответствии требуется для каждого транспортного средства, осуществляющего перевозку скоропортящихся грузов внутри страны, как междугороднюю, так и городскую.

КАЛЬКУЛЯТОР СВЕЖЕСТИ
При перевозке грузов рефрижераторами в городе есть важные особенности, которые нужно учесть, отмечает Виктор Колдаев из компании «СИВ Трансхолод», эксперт в холодильном оборудовании с 30-летним опытом. Например, при доставке по торговым точкам часто приходится открывать двери, поэтому нужен холодильный агрегат с достаточными показателями холодопроизводительности и расхода воздуха.
Производительность холодильного агрегата обычно рассчитывается с учетом трех открываний в час на пять минут для свежих продуктов и одного раза в час для замороженных. При более частых или длительных открываниях необходимо рассматривать агрегат с большей мощностью, чтобы быстро компенсировать потери температуры от внешнего воздуха. Для минимизации теплопритока следует использовать защитные шторки. Важно также обратить внимание на качество теплоизоляции кузова. Недостаточная изоляция может привести к тому, что даже самый мощный агрегат не сможет поддерживать заданный режим.

Для обеспечения сохранности груза при частичном открытии дверей и сокращения времени предрейсовой подготовки холодильная установка должна быстро набирать заданную температуру. Необходимо учитывать, что необходимая для перевозки температура должна быть достигнута в кузове до погрузки продукции. Важно также помнить о том, что груз должен храниться при заданной температуре еще до погрузочных работ в рефрижератор. «Рекомендуем перевозчику при необходимости замерять и документировать температуру груза во время погрузки», — поясняет Виктор Колдаев. Помимо этого, эксперт советует оснастить рефрижератор для городского развоза автоматическим выключателем дверей, который останавливает агрегат при их открытии. Это позволит избежать значительного теплообмена между внутренним и наружным воздухом.
Хорошо, когда в одной поездке можно перевозить как замороженные продукты, так и свежие. Это важно для поставок на предприятия общественного питания и другие объекты сектора HoReCa. Для этого мультитемпературные агрегатыХолодильные установки позволяют независимо регулировать температуру в разных отделениях.

Игорь Пьянков, руководитель станции «СИВ Трансхолод» по обслуживанию и ремонту оборудования Carrier, советует при выборе рефрижераторной установки учитывать не только характеристики фургона, но и условия перевозки, а также регион эксплуатации. Даже при правильном подборе мощности установки и объема кузова могут возникнуть сложности. При дальних перевозках с изменением климатических зон зимой может оказаться недостаточно мощности системы обогрева. Летом, в особенно жаркую погоду, могут возникать проблемы с поддержанием низкой температуры для замороженных продуктов. Для регионов с холодным или очень жарким климатом следует подбирать агрегат с запасом холодопроизводительности или мощности на обогрев.

Часто при транспортировке «дышащего» или «горячего» товара возникают ошибки в настройке агрегата, после чего обращаются на дилерскую СТО для перенастройки. «Среди всех обращений в сервис большую часть составляют случаи, когда проблемы появились из-за нарушения простых правил погрузки и разгрузки или за неиспользование настроек холодильной установки», — говорит Игорь Пьянков. — «Агрегаты Carrier имеют широкие возможности управления и настройки».
Руководитель сервиса советует обязательно прочитать инструкцию при эксплуатации холодильной установки. Это повысит вероятность встреч только на плановых ТО. Кстати, клиенты «СИВ Трансхолод» получают памятку водителя, разработанную с учетом опыта и запросов владельцев агрегатов Carrier для российских условий. В ней дистрибьютор доступно рассказывает о том, как эксплуатировать ХОУ, работать с пультом, читать сообщения системы.

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С МАЛОГО
«Легче, меньше, мощнее!» — так можно сказать о новой серии агрегатов Carrier Citimax D. Вместо популярных Citimax 500 и 700 появились совершенно новые модели: Citimax D5, D6, D7 для рефрижераторов с объемом фургона: 23/44, 28/50, 33/60 м. 3 для перевозки соответственно замороженной/свежей продукции.

Carrier Citimax D показывает на 10% большую эффективность охлаждения и на 25% — обогрева по сравнению с предыдущими моделями. Это значение особенно важно для эксплуатации на территории России, где есть как холодный север, так и жаркий юг. Масса оборудования сократилась на 30%, уменьшилась высота и глубина конденсатора, что открывает больше возможностей монтажа на различных фургонах, в частности, на грузовиках с высокими кабинами или спойлерами. Эти агрегаты устанавливают новые стандарты в городской развозке рефрижераторами.
Что еще почитать:
Рекомендации специалистов по монтажу холодильных установок.
Подписка на рассылку материалов Автопарка