Тактика СЭБ на ралли в Мексике и Аргентине

Ралли «Мексика» и «Аргентина». Тактика СЕБ

С зимней дороги на гравийный участок — участники чемпионата мира по ралли ждёт семь этапов подряд на гравии. На первых двух победу одержал Себастьян Лёб. И в Мексике, и в Аргентине лидер команды Citroen Total WRT прибегал к похожей тактике.

Изображение: img.freepik.com

WRC. Тактика СЕБ

© Фото: 5 колесо

Себастьян никогда не добивался лёгкой победы в Мексике, и этот сезон не стал исключением. Приключения Лоэба начались с таинственной истории. Что случилось с Себастьяном по пути из парка сервиса на трассу шейкдауна — неизвестно, но перед стартом тестового участка на его машине заменили двигатель. Судьи затруднялись разобраться в ситуации: с одной стороны, Лоэб не финишировал в Швеции, и команда имела право на замену мотора, с другой — на автомобиле уже стоял новый двигатель. После совещания и проверки пломб судьи вынесли вердикт: замена легальна.

Впервые в сезоне все шесть зарегистрированных команд стартовали в чемпионате. В стане Subaru царил особый оптимизм. «Мексиканское ралли всегда было удачным для нас, — отмечал Петтер Солберг. — Двигатели и трансмиссии наших машин на высокогорье ведут себя лучше, чем агрегаты соперников». В 2004 году Петтер мог бы победить здесь, но разрядился аккумулятор на машине. В 2005-м он привел нынешнюю версию Impreza к единственной безоговорочной победе. Солберг был вторым в 2006-м, а в прошлом году в Мексике лидировал на первых пяти спецучастках.

Изображение: img.freepik.com

WRC. Себастьян Лоэб

© Фото: 5 колесо

В этом году победу одержал Яри-Матти Латвала. Новые правила старта позволили ему выступать без оглядки («Опасаться стоило бы только, если бы завтра мне предстояло стартовать первым»). Даже Лоэб признал, что не смог побороться с молодым финном: «Я мчался изо всех сил, но уступил Яри-Матти». Ко teammate Латвалы Микко Хирвонен занял пятое место, надеясь на хорошую стартовую позицию в следующий день. Выступление Криса Аткинсона сопровождалось настоящими мексиканскими страстями: «Сначала отказал интерком, и мы занимались ремонтом шлемов прямо на спецучастке. Вам приходилось мчаться на полной скорости по гравию и управлять машиной коленями? Нет? И не пробовали! А затем на полной скорости (шестая передача!) я врезался в большой камень! От удара погнулся колесный диск, но шина не спустила». Первый день прошел пассивно: из-за отказов двигателей сошли обе машины Suzuki, повредив подвеску своего Ford завершил гонку Джанлуиджи Галли, а в самом начале гонки выбыл Даниель Сордо.

Только Сордо смог продолжить участие по системе SupeRally (на машине Галли судьи обнаружили повреждения каркаса безопасности). Лоэб на первом протяженном спецучастке второго дня сократил отставание от Латвалы до 0,1 секунды. Дальнейшей активности от Себастьяна не потребовалось: на машине Латвалы отказал турбонаддув, и финн уступил позицию лидера, его обошел Крис Аткинсон. Себастьян мог снизить темп. Лоэб, в третий раз победивший на мексиканском ралли, не скрывал, что неудача Латвалы была ему на руку: «Яри-Матти стал гонщиком, которого сложно побеждать. Когда из спорта ушел Гронхольм, я решил, что моя жизнь станет проще. Однако я ошибся!».

Изображение: img.freepik.com

WRC. Петер Солберг

© Фото: 5 колесо

В Аргентине Лоэб предложил соперникам из Ford взять инициативу. Микко Хирвонен воспользовался предложением и после 18-километрового спецучастка имел внушительное преимущество: он опережал Латвала на 48 секунд и Лоэба — более чем на 50. Ралли «Аргентина» стартовало в сложных условиях: грязные, скользкие дороги и туман практически лишили видимости. После первых двух спецучастков каждый экипаж мог рассказать о трудностях. Самой захватывающей стала история Яри-Матти: в левом повороте автомобиль врезался в ограждение, был отброшен на дорогу, а в следующем правом вылетел в кювет и перевернулся. Зрители помогли Латвале вернуться на трассу, но экипажу Ford понадобилось девять минут для освобождения автомобиля. У Suzuki вновь возникли технические проблемы: из-за отказа электроники Пер-Гуннар Андерссон завершил участие до конца дня, а у Тони Гардемайстера сломалась система выпуска.

Нужна больше драматизма? Вторая половина первого дня ралли стала еще более напряженной!
Конец лидерству Хирвонена! «В левом повороте я врезался в камень и повредил подвеску, — жалуется Микко. — Камень появился уже после первого прохождения этого СУ — его не было в нашей стенограмме».
Кто же стал лидером? Правильно…
«Я предпочитаю не возглавлять старт подобных ралли. На таких гонках лучше оставаться позади, а борьбу за победу откладывать до последнего момента», — комментирует ситуацию Себастьян Лоэб. Согласитесь, нужный момент для Себы настал. К этому времени, повредив подвеску, прекратил гонку Хеннинг Солберг, Яри-Матти Латвала занимал 30-е место…
Второе и третье места занимали представители «племени» Крис Аткинсон (+54,7 секунды) и Петтер Солберг (+1 минута 26,8 секунды), за две следующие позиции сражались Джиджи Галли и Даниель Сордо. Не собирался опускать руки и Латвала — его целью была зона очков.

Изображение: img.freepik.com

WRC. Тактика СЕБ

© Фото: 5 колесо

Второй день ралли был очень длинным — 155 километров спецучастков и 709 километров общей дистанции. Криса Аткинсона и Петтера Солберга сменили местами. Австралиец по этому поводу сказал лишь: «У меня не слишком много опыта выступлений в Аргентине».
Новыми неприятностями осложнил участие Латвалы. «Мы сильно ударились защитой двигателя и при этом повредили провод стартера. Перед стартом очередного спецучастка я не смог завести мотор и потерял на этом 25 минут», — рассказал Яри-Матти. Максимальное опоздание на секции ралли составляет 15 минут, финский экипаж был исключен из гонки. Самым обидным было то, что Латвала к тому моменту уже находился в очковой зоне личного и командного зачета чемпионата мира!
В гонку вернулись Хирвонен и Андерссон, но их результаты не впечатлили. Микко честно признавался, что его спортивный запал несколько угас, но надеялся заработать хотя бы одно очко. Дела в команде Ford шли все хуже. На финиш спецучастка Джиджи Галли из команды Stobart прибыл на дымящемся автомобиле, и пожарные тут же окатили его Focus пеной из огнетушителей. Правда, большого ущерба эта акция нанести уже не могла — перегретая выхлопная система повредила проводку.
Следующей жертвой обстоятельств стал Хеннинг Солберг, решил воспользоваться системой SupeRally в заключительный день ралли. Он пояснил, что машина должна остаться целой для следующих гонок.
Лучшим пилотом Ford некоторое время оставался Мэтью Уилсон, поднявшийся на пятое место, но на 15-м спецучастке он разбил подвеску. В Subaru были довольны: их пилоты занимали вторую и третью позиции, Петтер Солберг продолжал увеличивать отрыв от Криса Аткинсона. При этом Крис выглядел уныло — он подтвердил, что по установке команды Петтер должен финишировать впереди него: «Мне пришлось уступить, хоть это и не в моем характере».

Изображение: img.freepik.com

WRC. Тактика СЕБ

© Фото: 5 колесо

Последний день гонки вновь прошел под плохой погодой. Смог ли Лоэб выиграть уже четвертый раз подряд на ралли «Аргентина»? Удалось ли Аткинсону войти в тройку призёров в третий раз за четыре гонки? Ответы были получены быстро, а первым сюрпризом стала остановка Петтера Солберга из-за проблем с электроникой. Это позволило Даниелю Сордо подняться на третье место — своего рода реванш за неудачное выступление в Мексике. Отличным результатом порадовал 23-летний частник из Зимбабве Конрад Раутенбах, выступавший на Citroen C4 WRC — он финишировал четвертым. Последними неудачниками этого драматического ралли стали Тони Гадемайстер и Мэтью Уилсон. На Suzuki у Тони отказала вся гидравлическая система, а на Ford у Мэтью развалилась подвеска на предпоследнем специальном этапе. Горькую пилюлю для Ford немного подсластил финал ралли. Федерико Виллагра, выступавший за Munchi’s Ford WRT, финишировал шестым, а Латвала, стартовавший в начале дня с 15-й позиции, закончил ралли седьмым в зачёте изготовителей. Таким образом, несмотря на все напасти, две «выжившие» машины Ford финишировали в очках.

Как и годом ранее, Себастьян Лоэб продолжил лидировать с момента отставки Микко Хирвонена. Чемпион мира не скрывал удовлетворения: «Мне повезло, что Микко завершил гонку. Откровенно говоря, мне никогда не нравилось выступать на пределе в таких условиях».

JWRC

Изображение: img.freepik.com

WRC. Евгений Новиков

© Фото: 5 колесо

Впервые проведенное ралли в категории, получившей статус чемпионата мира, стало звездным для Себастьяна Огье, выступавшего на Citroen C2 S1600. Дебютант чемпионата не только одержал победу, лидируя с начала и до финиша, но и занял 9-е место в абсолюте. За ним финишировал Молдер (Suzuki Swift), а третьим в категории стал Мичел Косьюжко на Suzuki.

О шинах

Ралли «Мексика» стало первым из шести, где участникам предстоит выступать на гравийных шинах Pirelli Scorpion с жестким составом. В этом сезоне уже используется третий тип шин. Экипажам пришлось на трех ралли использовать шины разной размерности: 18 дюймов в Монте-Карло, 16 дюймов в Швеции и 15 дюймов в Мексике. В Аргентине жесткий компаунд модели Scorpion отлично подходил для сухих трасс, но на мокрой дороге шины были нестабильны. Менеджер по ралли компании Pirelli Марио Изола отметил: «Такой выбор шин имеет недостатки, но все в равных условиях. Здесь шины подвергаются серьезному испытанию. Рыхлый, часто песчаный грунт и низкие температуры на высоте 2000 метров. Тот, кто сумеет использовать Scorpion с максимальной отдачей, не забывая объезжать острые камни на обочинах, окажется в более выгодном положении». В этом году запрещена ручная нарезка протектора. «Процесс нарезки не влияет на затраты команд, но делает гонку безопаснее», — сказал Себастьян Лоэб.

Результаты 9-го Rally Mexico

Изображение: img.freepik.com

WRC. Тактика СЕБ

© Фото: 5 колесо

Себастьян Лоэб, Даниель Элена
(Франция, Монако, Citroen C4 WRC) 3 ч. 33 мин. 29,9 с.
Крис Аткинсон, Стефан Прево
(Австралия, Бельгия, Subaru Impreza WRC) 3 ч. 34 мин. 36,0 с.
Яри-Матти Латвала, Миикка Анттила
(Финляндия, Ford Focus RS WRC) 3 ч. 35 мин. 09,6 с.
Микко Хирвонен, Яармо Лехтинен
(Финляндия, Ford Focus RS WRC) 3 ч. 37 мин. 08,6 с.
Хеннинг Солберг, Като Менкеруд
(Норвегия, Ford Focus RS WRC) 3 ч. 38 мин. 27,8 с.
Мэттью Уилсон, Скотт Мартин
(Великобритания, Ford Focus RS WRC) 3 ч. 39 мин. 58,8 с.
Виллагра Федерико, Перес Компанк Хорхе
(Аргентина, Ford Focus RS WRC) 3 ч. 52 мин. 32,9 с.
Рикардо Тривино, Чеко Салом
(Мексика, Испания, Peugeot 206 WRC) 3 ч. 54 мин. 47,2 с.

PCWRC

Изображение: img.freepik.com

WRC. Крис Аткинсон

© Фото: 5 колесо

В Аргентине из 28 заявленных экипажей стартовали 23 машины, включая четыре Subaru Impreza N14. 17-летний россиянин Евгений Новиков стал самым молодым гонщиком в истории PCWRC. Новая версия Subaru показала неудовлетворительные результаты: лишь одна машина из семи дошла до финиша. Победу одержал Андреас Айгнер на Mitsubishi Lancer Evo IX, второе место занял Себастьян Бельтран на той же машине, а третье — Яри Кетомяя на Subaru Impreza N12.

Латвала о ралли

В Мексике мы располагали машиной для разведки, о которой я давно мечтал — полноприводной Volvo с турбомотором и усиленной подвеской. В прошлом году арендованная машина часто ломалась, менять колеса приходилось постоянно, а точную стенограмму составлять было трудно. В «Мексике» важная особенность — высота. Практически все СУ проложены выше 2000 метров над уровнем моря. Это влияет на работу двигателя, его мощность и крутящий момент. Вождение нужно приспосабливать к таким условиям — агрессивный стиль не подходит. Гонку открывал Микко, а это занятие здесь не очень приятное. Мы стартовали вторыми, особых проблем не было, только приходилось объезжать большие камни. Подозреваю, что их подбрасывали зрители.

Изображение: img.freepik.com

WRC. Яри-Матти Латвала

© Фото: 5 колесо

Во второй половине первого дня стало легче — дорога была очищена. Мы вели гонку, что вызывало невероятные ощущения! Настроение портил тот факт, что на следующий день нам предстояло стартовать первыми. И действительно, дорога была скользкой, с рыхлым гравием. Сколько бы я ни старался, терял время и всё больше отставал от Себастьяна. А потом появились проблемы с турбиной. Но даже без этого Лоэб был быстрее нас.

В Аргентине ожидали лучшей погоды, но попали на сложную трассу. Многие спецучастки оказались опасными, дорожные условия постоянно менялись, и удерживать стабильный темп было очень трудно. Ралли «Аргентина» не входит в число любимых этапов чемпионата.

Вначале всё шло хорошо: Микко опережал всех, а я занимал второе место. Потом случилась авария… Второй день мы жестко приземлились после трамплина, повредили проводку стартера и перед стартом следующего спецучастка не смогли завести мотор. Гонку пришлось прекратить до конца дня. Но никогда не говори никогда. Мы стартовали в финальный день ралли, не теряя надежды завоевать хоть какие-то очки. Так и получилось. Мы финишировали на пятнадцатом месте в абсолюте, но на седьмом среди команд WRC. Выступление в Аргентине считаю неудачным, но должен сказать в свое оправдание, что здесь были самые сложные условия из тех, которые когда-либо встречались мне на ралли.

Результаты 28-го Rally Argentina

Изображение: img.freepik.com

WRC. Яри Кетомяя

© Фото: 5 колесо

Себастьян Лоэб, Даниель Элена
(Франция, Монако, Citroen C4 WRC) 4 ч. 05 мин. 48,6 с.
Крис Аткинсон, Стефан Прево
(Австралия, Бельгия, Subaru Impreza WRC) 4 ч. 08 мин. 21,8 с.
Даниель Сордо, Марк Марти
(Испания, Citroen C4 WRC) 4 ч. 09 мин. 53,3 с.
Конрад Раутенбах, Дэвид Сениор
(Зимбабве, Великобритания, Citroen C4 WRC) 4 ч. 25 мин. 52,1 с.
Микко Хирвонен, Яармо Лехтинен
(Финляндия, Ford Focus RS WRC) 4 ч. 31 мин. 03,9 с.
Виллагра Федерико, Компанк Хорхе Перес.
(Аргентина, Ford Focus RS WRC) 4 ч. 33 мин. 30,6 с.
Джанлуиджи Галли, Джованни Берначчини
(Италия, Ford Focus RS WRC) 4 ч. 33 мин. 40,4 с.
Андреас Айгнер, Клаус Виче
(Австрия, Дания, Mitsubishi Lancer Evo IX) 4 ч. 34 мин. 47,9 с.

Изображение: img.freepik.com

WRC. Тактика СЕБ

© Фото: 5 колесо

Положение в чемпионате после 2-х этапов

Зачет изготовителей:
Лоэб набрал 30 очков, Хирвонен — 25, Аткинсон — 22, Латвала — 16, Галли — 11, Сордо и П. Солберг — по 9, Дюваль, Раутенбах и Виллагра — по 5.
Зачет пилотов:
BP Ford Abu Dhabi WRT набрал 44 очка, Citroen Total WRT — 41, Subaru WRT — 33, Stobart VK M-Sport Ford RT — 22, Munchi’s WRT — 10, Suzuki WRT — 6.