Такое мы уже проходили в 90-х: какие машины могут появиться у нас вопреки санкциям
Серый импорт легализовали: теперь в Россию можно ввозить любые автомобили без одобрения производителя, в том числе ранее не представленные на нашем рынке. Стоит ли покупателям ввязываться в эту авантюру?
Они нам – санкции, а мы им – приказ Минпромторга. Денис Мантуров подписал документ, согласно которому товары 50 групп и 200 наименований можно будет ввозить в Россию без разрешения правообладателя. В перечне, кроме собственно автомобилей, присутствуют двигатели, шины и прочие запчасти. Список товаров и брендов соответствует ранее заявленному правительством подходу по обеспечению людей самым необходимым, отметили эксперты. Назвать вероятные сроки первых поставок по параллельному импорту пока что никто не может
Изучаем список автомобилей. В нем Land Rover, Jeep, Jaguar, Chrysler, Bentley, Cadillac, Tesla, Volvo, Skoda, Toyota, Nissan. Присутствуют и комплектующие к этим маркам, а также шины Continental, Michelin, Goodyear и Bridgestone. Не забыты и двигатели: Cummins, Deutz, Kubota, Hyundai, Nissan, Volkswagen, Toyota, Volvo и Scania, а также промышленное оборудование Caterpillar, Siemens и др. Заметьте, в этом списке нет ни BMW, ни Mercedes-Benz, громко хлопнувших дверью в начале спецоперации — догадываетесь, о чем это говорит? Ну да речь сейчас не об этом.
Сработает ли схема «серовоза» на практике, сказать тяжело. Добрые люди из США и Евросоюза, вводящие санкции, могут создать неприятности тем, кто будет отгружать эти товары в Россию. Как будет организована транспортировка, тоже непонятно. Изюминку вносит тот факт, что официальные представители автомобильных компаний всегда ввозили в Россию далеко не все варианты и комплектации – а что будет теперь? Кроме того, в большой заокеанской стране есть огромное количество нераспроданных автомобилей, которые можно было бы легко превратить в деньги, попади они в Россию. Серые схемы для этого вполне подходят.
Нечто такое мы уже проходили в 90-х, когда вместо официальных представительств бренда в России работали импортеры, самостоятельно закупавшие машины за границей, проводящие их через таможню, а затем продававшие здесь. Рынок новых автомобилей очень сильно изменится, а продавцы активно будут искать реальные способы получения прибыли, не обращая особого внимания на бренды. Может так получиться, что и гарантия станет дилерской – почему бы нет?
Кстати, активизировались серые дилеры, специализирующиеся на странах Ближнего Востока. Для продажи предлагаются как не представленные на российском рынке модели (например, Toyota 4Runner, Tacoma и т.д.), так и те, которые попали под эмбарго в ЕС, США и Японии. Спросом пользуются спортивные автомобили и внедорожник Land Cruiser 300, который стоит там дешевле, чем у официальных дилеров Toyota в России. Оплачиваете заранее все услуги посредника – тот покупает, оформляет, привозит и вручает покупку вам…
Угадать, насколько безопасны подобные сделки для конечного потребителя, сегодня тяжело. Даже в более благополучные времена то и дело возникали ситуации, при которых клиент, оплативший автомобиль, в итоге не получал ничего, а жаловаться было не на кого. Исчезали с деньгами и документами как отдельные предприниматели, так и целые компании. Поэтому смело бросаться в подобный омут есть смысл только тем покупателям, которые уже поднаторели на подобных куплях-продажах, но никак не новичкам, пытающимся что-то выгадать. Им логичнее не рисковать и приобретать машину только по привычной схеме, исходя из того, что сегодня продается именно на нашем рынке, а не «за морем», где, согласно поговорке, телушка – полушка, да рубль перевоз.
Ранее мы уже рассуждали не тему, почему серый импорт не поможет российскому авторынку.