Тачка на миллион: взлет и падение Джона ДеЛореана

Джон Захария ДеЛореан, гениальный менеджер, изобретатель и автомобильный магнат, прославился на весь мир благодаря фильму «Назад в будущее», где снялся его DeLorean DMC-12. Этот автомобиль стал его первым и последним детищем: ввязавшись в авантюру с наркотиками, ДеЛореан погубил себя и свою автоимперию

Джон ДеЛореан родился 6 января 1925 года в автомобильной столице Америки, Детройте. С отличием окончив школу, он поступил в Лоуренсовский технологический институт, а 1949 году был приглашен в конструкторское бюро компании Chrysler и продолжил свое обучение в Крайслеровском институте. В 1952 году, имея на руках дипломы магистра по специальностям «конструирование автомобилей» и «менеджмент», ДеЛореан возглавил технотдел компании Packard. Здесь он принял участие в разработке Packard Caribbean 1955 года, послужившей прототипом советской «Чайки» – ГАЗ-13.

Тачка на миллион: взлет и падение Джона ДеЛореана

В 1956 году ДеЛореан перешел в концерн General Motors. Здесь ему предстояло заняться корректировкой имиджа автомобилей Pontiac, сделав уклон в сторону спорта. Так появился обновленный Pontiac Star Chief 1959 года. Автомобиль перекроили настолько радикально, что он перестал напоминать, по меткому выражению ДеЛореана, «машину для старых дев». Вслед за Pontiac Star Chief кардинальному переосмыслению подверглись и другие модели Pontiac – как результат, продажи автомобилей Pontiac резко пошли вверх.

Тачка на миллион: взлет и падение Джона ДеЛореана

На волне успеха ДеЛореан создал Pontiac Grand Prix (1963) и GTO (1965), а в 1967 году появился спортивный Firebird – пожалуй, самое крупное достижение ДеЛореана за все время работы в GM. Pontiac Firebird стал одним из самых популярных маслкаров в Америке и за ее пределами. А сам ДеЛореан в 1965 году был назначен генеральным директором Pontiac, а позже возглавил Chevrolet, крупнейшее из подразделений GM.

Тачка на миллион: взлет и падение Джона ДеЛореана

В 1972 году Джон ДеЛореан стал самым молодым вице-президентом General Motors в истории концерна. Его годовая зарплата составляла $650 тыс. Впрочем, на этом посту Джон задержался недолго. Причин покинуть GM у ДеЛореана было достаточно. Это и некомпетентность начальников, и желание подчиненных угодить боссам даже в ущерб интересам бизнеса – всю правду о работе в корпорации ДеЛореан описал позднее в книге «General Motors в истинном свете».

Тачка на миллион: взлет и падение Джона ДеЛореана

24 октября 1975 года Джон ДеЛореан зарегистрировал компанию DeLorean Motor Company (DMC). Правительство Великобритании предложило ДеЛореану построить фабрику в пригороде Белфаста. Всего через полтора года тут появился самый передовой в Европе автомобильный завод, где ДеЛореан начал воплощать в жизнь свою мечту: построить дешевый, быстрый и долговечный спорткар. Так появился DeLorean DMC-12, его главной приметой стали двери типа «крыло чайки».

Тачка на миллион: взлет и падение Джона ДеЛореана

Первый прототип с кузовом от Italdesign и 132-сильным мотором V6 от консорциума PRV (Peugeot-Renault-Volvo) был готов в 1976 году, а серийное производство началось в 1981 году. Планы у Джона были грандиозные: он хотел создать свою автомобильную империю, бросить вызов «большой тройке» американских автопроизводителей, в которую входят Ford, General Motors и Chrysler. Но осуществить это ему не удалось. В октябре 1982 года ему было предъявлено обвинение в сбыте крупной партии наркотиков.

Тачка на миллион: взлет и падение Джона ДеЛореана

Уже после ареста ДеЛореана, в 1985 году, DeLorean DMC-12 «снялся» в ставшем культовым фильме Роберта Земекиса «Назад в будущее». Фильм вызвал взрыв спроса на автомобили DeLorean, но было уже поздно: хотя обвинения с отца-оснвателя марки были сняты, его компания обанкротилась, а завод по производству споркаров был закрыт, произведя на свет около 9 тысяч автомобилей.

Тачка на миллион: взлет и падение Джона ДеЛореана

История жизни Джона ДеЛореана настолько захватывает дух, что давно напрашивается на экранизацию. И вот это, наконец, случилось: в российский кинопрокат выходит фильм «Тачка на миллион» режиссера Ника Хэмма, который рассказывает о головокружительном взлете карьеры ДеЛореана, его DeLorean Motor Company и дружбе с Джимом Хоффманом – бывшим преступником, ставшим информатором ФБР. Был ли Джон ДеЛореан аферистом или творческим гением? И был ли Джим Хоффман законченным негодяем или другом, прошлое которого вредило всем, кто его окружал? Ответы на эти вопросы можно будет получить после просмотра фильма.

Тачка на миллион: взлет и падение Джона ДеЛореана

 


Источник