ТА 3760. Эстонское чудо

ТА 3760. Эстонское чудо
В авторемонтной мастерской города Тарту, основанной 67 лет назад, впоследствии занимались выпуском необычных автомобилей для различных потребностей. В качестве основы использовались шасси, узлы и агрегаты грузовых «газонов» разных модификаций, оснащенные оригинальными кузовами.
Благодаря гибкости предприятия, модели легко менялись в зависимости от спроса покупателей. С 1970 по 1980 годы ТАРК выпустил около 30 различных моделей. Производство началось с фургонов для перевозки хлеба, почты и скоропортящихся продуктов, а затем расширилось до автомобилей для коммунальных нужд. Выпускались автолавки, вахтовые автомобили, мастерские, парикмахерские на колесах, молоковозы и даже контейнеровозы с подъемным бортом.
Кроме стандартных моделей, делались машины по индивидуальному заказу: например, медпункт для спортсменов и специальные автомобили для киностудий и телевидения.
Семейство автомобилей с индексом 3760 стало одним из ярких этапов в истории предприятия. Первые представители этой модели появились перед началом 1980-х годов, чтобы заменить устаревший предшественник под номером 943.
На базе автомобиля ГАЗ-53А создали новый фургон. По сравнению с предшественником – ТА 3760 – у него колесная база увеличилась на 400 миллиметров. Изменили кабину, сместив «капитанский мостик» за переднюю ось и накрыв выступающий вперед силовой агрегат широким капотом. Обслуживать двигатель оставалось неудобно, но в кабине стало просторнее. Помимо водительского сиденья, установили два пассажирских или для грузчиков. В фургоне могли разместиться трое человек с комфортом.
Однако посадка и высадка были неудобными и трудоемкими. Водители могли проветриться благодаря сдвижным боковым стеклам, так как вентиляция кабины оставляла желать лучшего. В качестве лобового стекла использовали гнутые панорамные стекла от автобусов Павловского автобусного завода. Дизайн капотных машин долго доводили до совершенства, но каждая последующая версия отличалась от предыдущей незначительно и обладала своеобразным грузовым шармом.
ТА 3760 оказался более динамичным по сравнению с предшественником. Это объяснялось сохранением габаритов грузового отсека ТА 943. При этом грузоподъемность фургона достигала 3000 кг, что превосходило возможности предыдущей модели в полтора раза. В 1980 году семейству добавилась низкопольная версия ТА 3761 для перевозки хлебобулочных изделий. Характерной особенностью версии стало отсутствие ступеньки на стыке кабины и грузового отсека.
Через два года появился фургон с индексом ТА 3763, оснащенный подъемным бортом для упрощения погрузки и разгрузки грузов в контейнерах. Грузоподъемность этого фургона составляла 3100 килограммов.
Гидравлический подъемный борт выдерживал нагрузку до 500 килограммов, что значительно ускоряло погрузку грузового отсека. Корпус ТА 3763, изготовленный полностью из металла, как и у его сородичей, был каркасом из труб прямоугольного сечения, снаружи обшитым листами стали толщиной 0,8 мм, а внутри – алюминиевыми листами толщиной 1,2 мм. Шумо- и виброизоляция кабины достигалась частично многослойной листовой пластмассой, но для комфорта этого оказалось недостаточно.
Бывшие фургоны Тартусского комбината, созданные на базе ГАЗ-51, имели не металлический, а деревянный каркас, обшитый стальными листами. В отношении «донора», его рама удлинялась для ТА на 0,6 метра, а на мосты устанавливались телескопические амортизаторы. Изменялось расположение рулевого механизма и тормозной педали.
Эстонские рабочие старались изо всех сил, и качество их продукции было значительно лучше, чем у российских коллег. Но все же поступало много жалоб на фургоны из Тарту.
К грузовикам предъявили претензии, но покупателей интересовал конечный продукт — фургон из Тарту. Спрос на него упал. Эстонцы пытались исправить ситуацию новой кабиной, созданной молодыми инженерами завода. В 1986 году появились модели ТА 3760-01 и ТА 3761-01 с исправленными недостатками. Доработанные фургоны полностью заняли конвейер, но изменить тенденцию не удалось, и через шесть лет оригинальное семейство 3760 исчезло.