Судьба автомобильного собрания Красинца после кончины владельца.
![](https://autotry.ru/wp-content/uploads/2025/01/73yzb2hqj2b2nxr29h.jpg)
В августе этого года скончалсяМихаил Красинец – именитый собиратель российских авто. Его уход вызвал множество вопросов: как сложится судьба его коллекции? Успеют ли сохранить экспонаты от внешних воздействий, ведь автомобили стоят под открытым небом на обочине села?
Пользователь сайта Drive2, знакомый Михаилу Юрьевичу, посетил Черноусово и поделился информацией о текущем состоянии коллекции. https://www.drive2.ru/b/599710201624398884/.
Несколько недель назад я добрался до автомузея Красинца в Тульской области, деревне Черноусово. В юности часто бывал здесь, но со временем такие поездки становились реже из-за взросления и обстоятельств. Недавно хозяин переехал на сельское кладбище, и жизнь в музее изменилась. Чтобы посмотреть, что происходит, и отвезти немного гуманитарной помощи, мы отправились в 71-й регион.
![](https://autotry.ru/wp-content/uploads/2025/01/hryjx3zi25rnqzwvs2.jpg)
Визит был неудачным: пришлось долго объяснять, что наше пришествие мирное, а потом внезапно испортилась погода, и из-за спешного отъезда до могилы хозяина мы так и не добрались. Успели лишь выпить чая, обсудить дела и посмотреть немного старых фотографий.
![](https://autotry.ru/wp-content/uploads/2025/01/icfdxjv1rpi87tnnif.jpg)
В жизни так бывает: полтора года собирался продемонстрировать хозяину купленный «Гольф Кантри», зная, что будет рад такому приобретению у каждого из причастных. Но откладывал встречу. Долго чинился, потом переехал — и больше уже не получится похвастаться никогда. Хотя стихия местных просторов близка к тому, для чего была создана эта машина.
![](https://autotry.ru/wp-content/uploads/2025/01/d27v0klm307p48e9cl.jpg)
После ухода Михаила Юрьевича в музее осталась его жена — Марина Алексеевна. Сейчас всё хозяйство на ней: охрана экспонатов, покос травы, огород, зверьё, кухня и прочее. И всё — в одиночку: в деревне просто больше некому этим заниматься. Помогают экспедиции, которые устраивает вологодский «Приют старой техники» и другие организации: ребята приезжают колонной, помогают с хозяйством и покосом травы. Кто-то из местных завозит продукты и оказывает другую помощь, но трудиться в музее на регулярной основе сейчас больше некому.
![](https://autotry.ru/wp-content/uploads/2025/01/ncqxji7mwv7tq81x6n.jpg)
![](https://autotry.ru/wp-content/uploads/2025/01/tmcnncncvdws5oyf8i.jpg)
Если вы планируете посетить музей, отложите эту идею! Хозяйке не до гостей, она им сейчас вовсе не рада. С большой вероятностью вам не дадут осмотреть экспозицию и просто прогонят. За непонятливые приедет местная милиция. Подождите, пока улягутся страсти, Марина Алексеевна успокоится, и станет понятнее, что будет с музеем дальше.
![](https://autotry.ru/wp-content/uploads/2025/01/h6bszhd39zsbdcj51w.jpg)
Причина обычна: едва Красинец попал в больницу, как хозяйка замкнулась дома из-за ковида, тут же об этом узнали многие. Среди людей появились дерзкие, приехавшие в Черноусово и начавшие портить машины. Теперь за коллекцией следят: хозяйка с помощью собак охраняет её и прогоняет почти всех.
![](https://autotry.ru/wp-content/uploads/2025/01/dcmxbxeg8rho0avsd9.jpg)
Стекла фар от «Москвичей» воруют необдуманно и по-хамски.
С большинства «Москвичей» второго поколения одновременно пропали стекла задних фонарей, а с «Волги»-такси первой серии — решётка «со звездой». Последнюю хозяйка нашла в продаже из-за характерного дефекта и даже подала заявление в милицию.
![](https://autotry.ru/wp-content/uploads/2025/01/a97hg5496ham8oq1ew.jpg)
Первые автомобили «Волга», использовавшиеся как такси, от которых исчезла хромированная радиаторная решетка.
Признаюсь, я в шоке, на душе совестливо и гадко — чисто испанский стыд. Трудно представить, насколько надо быть свиньёй, чтобы заниматься таким промыслом. Реально думают, что если по их части слабо работает милиция, то плохо работает и карма?
![](https://autotry.ru/wp-content/uploads/2025/01/aumuau06fkozaaco3s.jpg)
Другие герои, появившиеся после трагических событий, также удивляют своей наглостью. Некоторые люди звонят хозяйке, словно в магазин запчастей, и просят её найти детали для разных советских автомобилей. Такие звонки доводят её до предела, ещё больше ухудшая её уже хрупкое эмоциональное состояние. Такт? Этикет? Даже подумать не могут!
![](https://autotry.ru/wp-content/uploads/2025/01/p9kvfzudmfulxxsoop.jpg)
В прежние поездки мне не посчастливилось увидеть «Запорожец» и «Буханку», но вот «Москвич» появился во время моего последнего визита. Это — отдельная история…
Представитель нескольких музеев предложил наследникам владельца коллекции выкупить её до похорон последнего. Сотрудничеством с тремя музеями он, разумеется, преувеличивал: его руководство, например, из музея при Дептрансе Москвы, заинтересовано лишь 3-4 предметами. Выдвинутое предложение о покупке «всё коллекции» было лишь уловкой для дальнейшего торга.
Той музей отказывается сейчас от 74 экспонатов, включая автобусы, троллейбусы и «Волгу» ГАЗ-3111, назвав их «не ценными» и «ненужными». «Представителя» такого заведения отправили куда подальше.
![](https://autotry.ru/wp-content/uploads/2025/01/vx5gdgk1e4felx249q.jpg)
Традиционный черноусовский котик — озадаченный
![](https://autotry.ru/wp-content/uploads/2025/01/dszbz5qrk61vx5plq0.jpg)
Последнее приобретение — пикап ВАЗ-21043-33. С таких машин из непригодных «четвёрок» в середине 1990-х начинался ВИС.
Марина Алексеевна сегодня полна решимости сохранить коллекцию в её первозданном виде.
Добавление новых машин в коллекцию исключено, а от чего-либо избавляться она не намерена. Всех желающих предложить что-либо по работе отправляет куда подальше. Это объясняется следующими причинами.
Это дело жизни для любимого человека, даже столько лет спустя, и для самой женщины. На эти машины затрачено сильно больше тридцати лет, невероятное количество ресурсов, времени и здоровья. Переезд из московской квартиры в «домик в деревне» — подвиг жены декабриста, непонятный современным людям. В природе бывают, хоть и очень нечасто, такие люди — бессеребренники, для которых интересно что-то помимо целеустремлённого набивания карманов. Ценнее машин в поле больше ничего нет; более того, теперь они — ещё и память о дяде Мише.
![](https://autotry.ru/wp-content/uploads/2025/01/lgpvo2s39iitrgo24n.jpg)
За стремление обмануть пожилого хозяина с целью купить его имущество предприниматели всегда получали отпор. Лучше искать предлагаемые товары на досках объявлений; гораздо больше достойных машин гибнет на разборах и в металлосборниках. Машины из этого поля не должны покидать территорию: большинству из них всё равно не придумать другого применения, а разбирать их можно и за пределами данной экспозиции.
![](https://autotry.ru/wp-content/uploads/2025/01/yi6yup1ue5wdiwr747.jpg)
Самосвал ГАЗ-93 с бежевой кабиной, прозванный «Газон», — довольно малоизвестный экспонат: всегда стоял лицом к лесу, спиной ко мне. Время от времени Красинец запускал машину и вывозил на ней мусор, скопившийся в деревне.
Благодаря сбору пожертвований и сдаче металлолома, помимо ритуальных услуг, в музее установят видеонаблюдение, укрепили хозяйство и завели собаку для охраны. Жители ближайшего окружения помогают с ежедневными обязанностями.
В жару неубранная трава грозит пожаром, поэтому для семьи Красинец главным делом было кошение зарослей на их обширных землях. Самое большое неудобство – трава растёт быстрее, чем хозяйка успевает её скосить даже с триммером. А экспедиции приезжают не каждую неделю, несмотря на желание всё-таки приехать.
![](https://autotry.ru/wp-content/uploads/2025/01/34hcz5vyqxjvgjp0mq.jpg)
Доработка «Волна» на силовых установках «Москвичей». Пластиковая
Возникновение и становление этого музея – событие само по себе достойное кинофильма. Жалко, что нельзя получить информацию непосредственно от участников событий: история вполне могла бы стать основой для яркой книги с последующей экранизацией, ведь историй было множество.
Начало её за завода АЗЛК, где Красинец молодым крутит гайки, собирая заднюю левую дверь «Москвичам-2140» (сотрудников Спортбюро часто посылали в помощь конвейеру). Далее — история продолжается на любительских ралли, где он знакомится с женой. Потом случается всё то, что случилось в стране и со страной. С 1989 года — со всеми остановками: формирование клуба, покупка и принятие в дар машин, выставки и тусовки, кино и телевидение, дворовые и муниципальные войны, продажа квартиры, переезд в вымершую деревню, трудный быт и другая событийность. Это очень крутая история про старые машины, большую мечту и любовь. Да-да, без шуток, ключевое слово — последнее.
![](https://autotry.ru/wp-content/uploads/2025/01/j0e4w90xwe0rr1nc02.jpg)
Красный грузовик до сих пор существует, хотя со временем грустный.
![](https://autotry.ru/wp-content/uploads/2025/01/d0lvir4khcp2x09s5v.jpg)
В закрытом ныне музее балашихинского ВНИИПО Красинцу достался остаток пожарного ЗИЛ-164.
В Черноусово есть машины, которым не оставалось шансов выжить хоть как-нибудь. В руках «Нормальных Реставраторов» подавляющее большинство машин пригодно лишь для запуска в космос с разделкой на болты, поэтому лучше, чтобы они уцелели в поле, чем стали чьей-то мелкой прибылью.
![](https://autotry.ru/wp-content/uploads/2025/01/i69s9ux1skq1dk7wr2.jpg)
![](https://autotry.ru/wp-content/uploads/2025/01/v2n2idk1963b894cbv.jpg)
Редкий экземпляр 51-го образца из ранней серии, с дверями из дерева в кабине.
Музей всегда существовал, существует и будет существовать. Пока Марина Алексеевна управляет музеем и получает помощь доброжелательных людей. Когда политику партии изменят, станет лучше хотя бы в чём-то, и музей вновь обрадуется гостям — я обязательно расскажу.
![](https://autotry.ru/wp-content/uploads/2025/01/yerjxvgui6im4qcj5b.jpg)
Воспоминания из детства: старенький трактор «Газон» второго выпуска с синей каютой.
Желающим «спасти» что-либо из «Спасателей Малибу», советую обратиться к доскам объявлений и спасать столько машин, сколько угодно. На разборах, в металлопрокатах и даже во дворах погибает множество старых автомобилей, нуждающихся в спасении больше, чем те, что когда-то собрал Михаил Юрьевич. Экспонаты его музея уже находятся там, где их место определено судьбой.
![](https://autotry.ru/wp-content/uploads/2025/01/i3yj22pymikz5w8v0s.jpg)
В заключение, признаюсь, благодарю судьбу за встречу с таким человеком. Моя молодость была богата путешествиями в музей, где я многое увидел, узнал и испытал на себе. Добрый друг рассказывал, что Красинец был одним из учителей его юности; сам же я не претендую на звание ученика. Но таких людей — искренних мечтателей, преданных своему делу — действительно мало. Сейчас их почти перестали делать.
Вот такая история.