Subaru WRX STi и BMW M235i: битва четырёх колес

Subaru WRX STi против BMW M235i. Четыре всадника…

Сравнение двух машин, ранее казавшееся невозможным, стало актуальным после ухода Mitsubishi Evo на пенсию. Subaru выбрал BMW M235i в качестве соперника среди немецких авто.
Японцы уделили особое внимание асфальтным качествам последнего WRX, ориентируясь на 911-й. Это делает сравнение с BMW логичным, учитывая участие Subaru в кольцевых гонках VLN.
Несмотря на то, что WRX STi мощнее (300 л. с., 407 Нм), он стоит дороже, чем M235i (1 950 000 руб.). Subaru предлагается только с механикой, в то время как BMW доступен с автоматической коробкой и полным приводом.
По паспортным данным, BMW быстрее: версия с автоматом разгоняется до сотни за 4,8 секунды против 5,2 у WRX STi.

К одному из боксов спортивной трассы Moscow Raceway подъехал эвакуатор. С него на асфальт спускается синяя «Импреза». Александру Крамаренко, ее владельцу и руководителю раллийной команды Kramar Motorsport, есть о чем переживать: ведь такая «эс-ти-айка» сейчас почти на вес золота. Обычное с виду купе представляет собой Subaru Impreza 22B STI, выпущенную в 1998 году ограниченной серией в 424 автомобиля (хотя точное их количество до сих пор неизвестно).

Этот автомобиль необычайно интересен, сильно выделяясь среди моделей того времени. Основой для 22B послужила конструкция WRX STI ver.V Type R (серии GC8E) — машина была создана по раллийным спецификациям PRO/WRC/97В. Удлиненный кузов Wide-body здесь укорочен на 160 мм (колесная база сокращена на 60 мм), а использование алюминиевых нижних рычагов на шаровых шарнирах и колес с другим вылетом расширило колею на 40 мм впереди и на 80 мм сзади. В конструкции множество отличий: короткая рейка, регулируемый межосевой дифференциал (соотношение между осями можно менять от 35:65 до 50:50), короткие передачи, дифференциал повышенного трения в заднем мосту… Всё сделано для большей эффективности на раллийных спецучастках, но не для автодрома: тормозные диски на данном экземпляре, например, малого диаметра и рассчитаны на установку «пятнадцатых» высокопрофильных колес. Как сильно изменилась философия «Созвездия Плеяд» за последнее время! Это особенно заметно, если поставить рядом автомобили разных поколений. Никакой преемственности в дизайне — специалисты Субару находятся в вечном поиске. И хотя последняя модель немного напоминает 10-ю «Эволюцию» Mitsubishi, она смотрится цельно, эффектно и гармонично.

На подмосковный трек приезжает BMW 1M Coupe Александра Лихачева, которого пригласили на заезды. Многие специалисты считают этот автомобиль исключительным, говоря, что таких честных «эмок» больше не будет. Александр, давний поклонник автомобилей Mini и BMW, соглашается: «Альтернативы этому автомобилю я для себя пока не вижу». Этот маленький спорткар поставлялся только в одной конфигурации: с задним приводом, 6-ступенчатой механикой и битурбомотором N54 мощностью 340 л. с. и крутящим моментом 450 Нм.

Текущий M235 можно назвать продолжением предыдущей модели, но лишь отчасти: несмотря на почти одинаковые двигатели и схожую динамику, красный BMW по сути является промежуточным шагом к грядущей M2, которая выйдет в 2016 году (говорят, мощность ее двигателя достигнет 380 л. с.). Помимо менее округлых боков, сразу бросаются в глаза колеса меньших размеров: передние и задние шины на дюйм меньше и на 20 мм уже, чем у M1. Настройки шасси здесь ближе к гражданским «двушкам», и хотя автомобиль чертовски быстр, он обеспечивает пассажирам больше комфорта. Вторая серия BMW, построенная на базе новой первой серии, наконец обрела более гармоничный облик и пропорции, хотя размеры остались практически теми же.

На новой «эмке» я успел покататься по общественным дорогам. Стереотипы сыграли свою роль: в маленьком красном BMW окружение всегда ждет увидеть миниатюрную девушку. Но не смущайте себя игривым видом машинки — это действительно быстрый, но при этом послушный автомобиль. На второй день эксплуатации выезд на МКАД с легким заносом и пробуксовкой ведущей оси кажется вполне естественным — система стабилизации допускает виляние хвостом даже на третьей передаче!

На общественных дорогах полный привод может быть недостаточным, особенно зимой, но на спортивной трассе он уместен. «Эмка» послушна, стабильна в поворотах и понятна всем. Нарушение привыкания не возникло у никого из участников теста, включая гонщика команды Lukoil Racing Алексея Дудукало. Основные претензии тест-пилотов — к шинам, неподходящим для трека и прилично изношенным, а также к автоматической трансмиссии. Для повседневной жизни она одна из лучших, но на трассе желательны более быстрые переключения, особенно вниз. Пересев в «эм-единичку», гонщик оказался в своей тарелке. Несмотря на схожий разгон, M1 производит впечатление более серьезного и подготовленного к гонкам автомобиля: подвеска жестче, руль острее, а посадка за рулем плотная и тесная.
К новой Subaru пришлось привыкать всем без исключения, особенно к активному межосевому дифференциалу. В автоматическом режиме STi едет как по рельсам до определенного предела, но на грани сноса с ней приходится бороться. Лучшим для сухого трека оказался режим с распущенным дифференциалом — «стиха» избавляется от избыточной поворачиваемости и позволяет активнее заходить в поворот.
По сравнению с предыдущим поколением Subaru имеет более острые и быстрые реакции на повороты руля: усиление жесткости кузова на 40% и работа над рулевым управлением не прошли даром. Еще интереснее пересаживаться в старую WRX: это чистое «железо»! Автомобиль вызывает впечатление крайне легкого и отлаженного механизма, в котором нет лишних деталей — больше всего восторга испытали участники теста именно в нем.

MOSCOW RACEWAY

Автодром в Волоколамском районе Московской области был открыт в эксплуатацию в 2012 году. Moscow Raceway считается одним из лучших российских автодромов, поскольку гоночный трек разрабатывался под руководством Германа Тильке. Длина трассы может достигать 4070 метров, но наш тест проходил на укороченной версии — Sprint 3, протяженностью 2594 метра.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

BMW M235i

Габариты 4432x1774x1418 мм
База 2690 мм
Снаряженная масса 1530 кг
Двигатель бенз., рядный, 6-цилиндр., 2979 см3, 326/5800–6000 л.с./мин-1, 450/1300–4500 Нм/мин-1
Удельная мощность 213 с./т.
Трансмиссия автомат., 8-ступ., привод задний
Динамика 250 км/ч; 4,8 с до 100 км/ч
Размер шин (перед/зад) 225/40R18 / 245/35R18

BMW M1 COUPE

Габариты 4380x1803x1420 мм
База 2660 мм
Снаряженная масса 1570 кг
Двигатель Бензиновый двигатель, шестицилиндровый, объемом 2979 кубических сантиметров, мощностью 340 лошадиных сил при 5900 оборотах в минуту, крутящим моментом 450 Нм при 4500 оборотах в минуту.
Удельная мощность 216 с./т.
Трансмиссия мех., 6-ступ., привод задний
Динамика 250 км/ч; 4,9 с до 100 км/ч
Размер шин (перед/зад) 245/35R19 / 265/35R19

SUBARU IMPREZA 22B STI

Габариты 4365x1770x1390 мм
База 2520 мм
Снаряженная масса 1270 кг
Двигатель Двигатель с рабочим объемом 2212 см3, бензиновый, четырехцилиндровый, производит 280 лошадиных сил при 6000 оборотах в минуту и 363 Нм крутящего момента при 3200 оборотах в минуту.
Удельная мощность 220 л.с./т.
Трансмиссия мех., 5-ступ., привод полный
Динамика 250 км/ч; 5,2 с до 100 км/ч
Размер шин 235/40ZR17

SUBARU WRX STI

Габариты 4595x1796x1476 мм
База 2649 мм
Снаряженная масса 1509 кг
Двигатель Бензиновый, объём 2457 см³, мощность 300 л.с. при 6000 об/мин, крутящий момент 407 Нм при 4000 об/мин.
Удельная мощность 199 л.с./т.
Трансмиссия мех., 6-ступ., привод полный
Динамика 255 км/ч; 5,2 с до 100 км/ч
Размер шин 245/40R18

АЛЕКСАНДР КРАМАРЕНКО – ГЛАВА КОМАНДЫ KRAMER MOTORSPORT.

Первая STi — очень легкая и острая машина без вспомогательных систем. Автомобиль больше для ралли, но на кольце может подарить удовольствие. Новая WRX STi, хоть и быстрая, кажется тяжелой и громоздкой. Управляемость лучше, чем у предшественника. Минус — много бесполезных электронных систем на спортивной трассе. Рассматривать модель только для трека неразумно. Новая STi слишком дорогая для чистого спорта. Возможно, спрос появится, если активно развиваться классы со стоковыми машинами. Это универсальный вариант: и на кольцо, и по грязи, и по снегу.

Похоже, стремятся соперничать с Audi и BMW, но это не совсем верный путь. Нет ясности, зачем пытаться занять эту нишу, ведь автомобили «немецких» производителей все равно более комфортабельны.

Ранее, когда «субарики» стоили недорого, их покупали массово. BMW, конечно же, для кольцевых гонок подходит больше, особенно M1 — очень быстрая и прекрасная в управлении машина. На М235 автомат в ручном режиме переключался не так быстро, как хотелось бы.

Работа коробки передач необычна: после шести тысяч оборотов она задерживается, не позволяя переключиться на следующую ступень. Тем не менее, машина управлялась достаточно легко и приятно. Отличный вариант для ежедневных поездок, при этом подходящий и для спортивных мероприятий.

SUBARU WRX STi \ ВРЕМЯ КРУГА: 1.32.4 с

Эргономика За рулем посадка более скромная, чем в BMW, однако рациональнее, чем в предыдущей WRX.
Двигатель Мотор мощностью 300 сил эффективен, однако активизируется только при оборотах свыше 3000 в минуту.
Трансмиссия Механическая коробка передач на этом автомобиле – безусловно, преимущество, хотя точность переключений не является совершенной. 9 баллов.
Тормоза Тормоза надежны и стабильны, даже лучше, чем у двухколесного транспорта.
Шасси STi получилась более проворной, чем предыдущая версия, однако для уверенного вождения на треке требуется время. Восемь баллов.
В салоне WRX заметен прогресс по сравнению с предыдущей версией.
На первом быстрым круге штатные шины прекрасно держатся, но на втором – теряют сцепление.

Александр Лихачёв, руководитель клубного сервиса MINI PEOPLE.

M1 – один из немногих автомобилей с железным кузовом, которых уже не производят. В нём минимум электроники, нерегулируемая подвеска и рулевое управление, механически блокируемый задний дифференциал и спортивное шасси. И конечно же, механическая коробка передач: автомобиль едет так, как нужно именно тебе, а не как хочет сам.
Езжу на нем каждый день и для трека среди заднеприводных автомобилей с похожей по мощности установкой альтернатив не вижу. Новая M235 гораздо комфортнее, но у неё слишком гражданская подвеска – ездил на 220-й, и её шасси мало чем отличается. Автомат этот неплох и удобен в пробках, но в гоночных режимах не приносит мне никакого удовольствия. Хотя автомобиль мне очень нравится, уже задумался над приобретением «двушки», только дизельной. Что касается новой Subaru, то там приходится бороться с управлением и постоянно её подлавливать – поведение STi на асфальте для меня до сих пор не очень понятно. А к чему полный привод вообще нужен на треке? Хотя раньше часто участвовал в гонках – пробовал и на заднем, и на переднем, и на полном приводе. Но для асфальтового трека лучшего не придумали: болиды «Формулы-1» пока ведь на заднем приводе.

BMW M235i \ ВРЕМЯ КРУГА: 1.30.2 с

Эргономика Место водителя продумано до мелочей и очень комфортное.
Двигатель Управление разгоном на модели «Эмке» проще благодаря большей ширине кривой крутящего момента.
Трансмиссия В городе машина кажется быстрой, но на трассе не так хороша, как ожидалось. 8 баллов.
Тормоза Отличны для спринтов, но не подойдут для длинных дистанций. 9 баллов.
Шасси BMW спроектирован для идеального вождения: управление максимально ясным и предсказуемым.

Эргономика идеальна

На изношенных покрышках автомобиль показал себя достойным.

Алексей Дудукало — пилот команды LUKOIL RACING.

Новый BMW в своем стиле — даже на изношенных шинах «эмка» позволяет ехать бодро. Есть небольшой избыток на входе, а скольжения допускаются даже с включенной системой стабилизации. Хороший мотор обеспечивает очень внятный разгон, а коробка — шустрые переключения. Хотя, конечно, первая М-серия еще интереснее: все-таки «механика», да и подвеска тут явно собраннее, не говоря уже про более цепкие шины. WRX хорошо рулится, правда, на первом круге, когда ехал с зажатым дифференциалом, было дискомфортно: при входе в поворот сильно чувствовалась недостаточная поворачиваемость. Зато в скоростных поворотах автомобиль нейтрально и очень быстро позволял заходить с легким сносом всех колес. Тормоза очень стабильны и за время заездов перегреться не успели. Коробка четкая, хода короткие, хотя передачи слишком близко расположены друг к другу — один раз ошибся, включив вместо третьей пятую. На Subaru в автоматическом режиме ехать тяжело — все время идет перебрасывание момента, а машину приходится постоянно «ловить». После того как распустил дифференциал, WRX сразу стала более покладистой. В первом круге машина лишь чуть поскальзывалась: даже в кольцевом болиде, на мой взгляд, умеренные скольжения необходимы, машина, как говорят специалисты, должна немного «вплывать в поворот». Можно ли на ней ездить по треку? Почему бы и нет. Я видел, как прекрасно гоняются на таких полноприводных автомобилях в японских чемпионатах. Правда, без серьезных доработок здесь не обойтись — много лишнего выбрасывать. Непривычно, когда пересаживаешься на правое сиденье в старую STi — в ней все железнее и честнее. Жаль, почти сразу загорелся Check engine, а максимальные обороты двигателя упали до 4500, что не позволило до конца почувствовать автомобиль. Но на той скорости, что я ехал с «ограничителем», Subaru управлялась идеально, чуть ли не лучше обеих BMW.

BMW M1 Coupe — прирожденный кольцевой болид
От обычных моделей «Единиц» отличается плотностью «ковшей».
STi 22B в своем классе не уступает актуальным спортивным автомобилям.

В салоне — простота 90-х, функциональность превыше всего.

ФИНАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ

BMW M235i Subaru WRX
Эргономика 10 баллов 10 баллов
Двигатель 10 баллов 9 баллов
Трансмиссия 8 баллов 9 баллов
Тормоза 9 баллов 10 баллов
Шасси 10 баллов 8 баллов
ФИНАЛЬНЫЙ РЕЙТИНГ 9,5 баллов 9 баллов

НАШ ВЕРДИКТ

Новая Subaru оставила противоречивые ощущения: автомобиль стал комфортнее и приспособленнее для трассы, но по кольцу менее интересен, чем модель WRX-2. WRX по-прежнему больше ориентирован на раллийные гонки. Баланс между комфортом и драйвом в новой BMW M235 более удачен: купе отлично подходит как для ежедневной эксплуатации, так и для спортивных трасс. На асфальте «Эмка» прогнозируема и очень азартна. Однако M1 еще интереснее на треке! Будет ли такая же динамика у предстоящей M2?