Стоимость и устройство российских бюджетных автодомов
Помимо готовых домов на колесах на основе микроавтобусов, российские фирмы предоставляют жилые модули для установки на пикапах, вездеходах и обычных автомобилях.
В прошлый раз мы делали подробный обзор Рассматриваем автодома на базе легковых машин, микроавтобусов и пикапов.
«Гранта», «Нива» и другие
Среди самых компактных, новых по конструкции и доступных по цене автодомов на базе самоходного шасси — отечественные Lada Granta и Lada 4×4. Компания «ВИС-Авто», дочерняя структура «АВТОВАЗа», выполняет роль поставщика такой основы. Волжский автозавод шасси не выпускает для продажи.


Шасси Lada Granta доставляется с рамой легкого грузовичка, имеющей рессорную заднюю подвеску, рассчитанную на вес жилого модуля. Модель ВИС-2149 демонстрирует этот подход. Существуют варианты двухместных автодомов с минимальными изменениями в конструкции дорожного автомобиля. Например, сзади устанавливается пневмоподвеска, а на шасси — жилой модуль компактного размера. Вход осуществляется только со стороны улицы — прохода из кабины водителя нет. В целом, это похоже на надстройку на пикап, но значительно меньше.



В конструкции автодома на базе Lada Niva доработки более существенные. Перерабатывается вся подвеска, устанавливаются сцепные механизмы, усиливается коробка передач, меняются передаточные числа, используется другая главная передача. Инженеры усиливают переднюю подвеску и применяют более выносливую раздаточную коробку. Делается это для оптимизации конструкции шасси под будущую кузовную надстройку и возможности эксплуатации автомобиля с жилым модулем на бездорожье. В зависимости от модификации, обитаемый модуль весит около 700 кг или чуть меньше, что представляет собой приличную нагрузку на транспортное средство. Доработка «Нивы» внушительная: чтобы не горело сцепление, подвеска хорошо держала жилой модуль без раскачки, обеспечивая максимальный комфорт.
Автодом Helix 2200 AWD на базе Lada Niva с колесной базой 2850 мм имеет размеры 4759х1746х2776 мм. Благодаря 31-мм теплоизоляции его можно использовать зимой. Внутри автодома установлены три окна, два люка и спальное место размером 1500х2000 мм. В базовой комплектации есть отопитель Webasto AT 2000 STC, холодильник Dometic (газ / 220 В / 12 В), бойлер Truma, душ, биотуалет на 17 л, газовая плита Dometic, гелевый аккумулятор 100 А·ч, внутреннее и наружное освещение 12 В. Цена автодома с полным оснащением составляет 3,66 млн руб., а в базовой комплектации — от 3,33 млн руб. Аналогичный автодом на шасси Lada Granta стоит 2,79 млн руб. в базе и 3,12 млн руб. с дополнительным оборудованием.

Модуль типа Stealth ECO в базовой комплектации стоит 620 тыс. рублей. Предлагается большое количество опций. Например, комплект мебели обойдется в 159 тыс. рублей, солнечные панели — 62 тыс. рублей, однокамерный холодильник Alpicool объемом 65 л — 5 тыс. рублей, воздушный отопитель мощностью 2 кВт — 45 тыс. рублей, бойлер для нагрева воды объемом 2,5 л — 39 тыс. рублей. Отдельная откидная лестница стоит 12 тыс. рублей, люк размером 400х400 мм — 17 тыс. рублей, окно габаритами 700х400 мм — 25 тыс. рублей. Полная электрификация с коммутатором, блоком массы, зарядным устройством, блоком питания, розетками и освещением обойдется в 135 тыс. рублей. В итоге стоимость может значительно возрасти.
Цены «от» не всегда точны. Производители автодомов рассказывают о машинах в оптимальной комплектации, которая включает всё необходимое для путешествий, но без избытков. Такое оснащение предполагает наличие мебели (в том числе мягкой), подушек, санузла с душевой кабиной, воздушного отопителя, бойлера, мини-холодильника и одноконфорочной газовой плиты. Такой набор позволяет комфортно путешествовать в любое время года. Минимальная рыночная цена автодома на базе Lada Granta составляет 3,1 млн рублей, для Niva — 3,6 млн рублей. Модули абсолютно идентичны, разница только в стоимости шасси.
Производитель жилого модуля сохраняет гарантию «ВИС-Авто», так как не выходит за рамки допустимых изменений конструкции транспортного средства. «Автокемпер-Пром» также предоставляет собственную гарантию на жилой модуль сроком один год с момента продажи, в то время как у «ВИС-Авто» она составляет два года или 100 тыс. км пробега.
Несмотря на свои преимущества, автодома обладают одним существенным недостатком — большой высотой, из-за которой въехать не во все подземные паркинги. Жилой модуль исключает динамичную езду из-за высокого центра тяжести. Такая техника нуждается в постоянном контроле, так как может стать объектом взлома или вандализма.



На закорках пикапа
Второй по популярности сегмент автодомов — жилые модули на шасси средних пикапов. В России их выпускают несколько компаний, одна из которых — «Автокемпер-Пром», работающая с конца 2016 года. Ее производственные мощности находятся в Коломне. Небольшие сборочные цеха есть также в Самаре и Москве. На данный момент это три модели разной технологичности и стоимости. К тому же есть модели для полноразмерных пикапов, таких как Dodge Ram, Toyota Tundra и их аналоги. Есть еще пикап Toyota Hi-Lux, но его стоимость как основы для будущего автодома сегодня составляет значительную сумму в 8,5 млн рублей. Покупатели зачастую стремятся к более доступному варианту.
Полприводные пикапы часто служат основой для съемных и стационарных жилых модулей. Обычно это внедорожники с однорядной кабиной, хотя встречаются и модели с двухрядной. Производители чаще всего предлагают базовую комплектацию, которую можно дополнить различными опциями. Иногда надстройки изготавливают на заказ, учитывая пожелания покупателя. Шасси может быть как заводским, так и предоставленным владельцем техники.





Цена надстройки на пикап от «Автокемпер-Пром» начинается с 650 тыс. руб. за самый простой корпус с одним окном и дверью. Внутри нет мебели, бытовой техники или оборудования. Некоторые клиенты предпочитают сами обустраивать мобильное жильё. Готовый вариант жилого модуля «под ключ» с кухней, туалетом, отопителем, бойлером и прочим оборудованием стоит от 1,3 млн руб. (версия ЕСО) до 1,5–1,6 млн руб. за доработанные версии с лучшим оснащением. Модель с подъемной крышей доступна за 1,5 млн руб., а со стационарным корпусом — за 1,7 млн руб. Топовый большой модуль на Dodge Ram оценивается в 2 млн руб.





Если исходного импортного шасси нет, стоит обратить внимание на российскую продукцию, например, на УАЗ Профи. Компания «ТрогМаш Travel», подразделение компании «ТоргМаш» из Ульяновска, представила одну из таких новинок – автодом. Компания является официальным дилером Ульяновского автозавода уже 25 лет, поэтому вопрос с выбором шасси не возникает. Год назад на фестивале Caravanex компания показала съемный автодом на базе УАЗ Профи с двухрядной кабиной. В 2022 году автодом построен на базе ульяновского внедорожника с одинарной кабиной. Аналогов у нее на шасси автомобилей УАЗ на российском рынке не так много. Подобные модули на полноприводной основе делает еще только «Кемпер-33» из Владимира.
Главное преимущество этой модели — полный привод и полноценный автодом с постоянными местами для сна, кухней, душем, туалетом и столовой. Комплектация обширна, но не самая полная: по желанию можно добавить двухслойные стеклопакеты от зарубежных производителей, импортный холодильник, водонагреватель и другую технику.





Новенькие автодома, даже на отечественных шасси, стоят от семизначных сумм. Высокие цены характерны и для рынка подержанных моделей, поскольку спрос на такую технику постоянно увеличивается, а ввоз ряда иномарок в Россию сейчас прекращен. Закрылись также многие местные производства, поэтому покупку автодома можно рассматривать как инвестицию.
Новый автодом на базе УАЗ Профи в июне 2021 года стоил 3,5 миллиона рублей. Сейчас точную цену нужно уточнять при покупке, но расчет простой: стоимость надстройки сравнима с ценой шасси. Летом 2022 года шасси стоит 2,5 миллиона рублей, и примерно столько же — надстройка.
Сухопутные яхты
Автодом на базе фургона FIAT Ducato, Citroen Jumper L2H2 или Peugeot Boxer можно собрать за неделю. Комплект виброизоляции, утепления, обшивки и мебели от фирмы Fourgon Tourist обойдется в 329 тысяч рублей плюс 79 тысяч рублей за монтаж. Полный комплект с электрикой и оборудованием – 619 тысяч рублей плюс 195 тысяч рублей за установку.
Желаете максимального комфорта? Будьте готовы к немалым расходам. Автодом на базе семиместного FIAT Ducato с роботизированной коробкой передач обойдется в 11 миллионов рублей. Флагманская модель на шасси концерна Stellantis предлагает семь спальных мест и возможность передвижения до восьми человек. Все сиденья оснащены штатными трех- и двухточечными ремнями безопасности. Максимальная комплектация включает два холодильника, солнечные панели во всю крышу, выдвижную электроступеньку с подсветкой. В список также входят 3D-обзор, газовые датчики и многое другое: перечислить все — понадобится лист А4.
Перед введением санкций в Россию импортировали много зарубежных автодомов на шасси минивэнов и фургонов, сегодня доступных только с пробегом. Известной фирмой была Hymer, выпускавшая на базе микроавтобусов более дюжины моделей. В каталоге 2020 года две модели массой 3500 кг на базе Mercedes-Benz Sprinter: Grand Canyon S и Duocar S. Больше вариантов представлено на платформе FIAT Ducato: модели полной массой от 3300 до 4000 кг — линейка Free с индексами 540, 600, 602, S600; Sydney, Ayers Rock, Grand Canyon, Yosemite, Yellowstone.



В этом году даже подержанные импортные автодома стоят значительных денег. Новый пятиместный Buerstner Limited T660 на шасси Peugeot Boxer оценивается в 12,5 млн рублей, годовалый Hymer Tramp S680 такой же вместимости на платформе Mercedes-Benz Sprinter — в 14,4 млн рублей. Модель Adria Matrix Supreme 670SL 2021 года выпуска на шасси FIAT Ducato с АКП и заводской гарантией обойдётся в 13,5 млн рублей. Laika Kosmo F510 на базе Citroёn Jumper с механической КП 2020 года выпуска стоит 9,3 млн рублей. Выбрать автодом Hymer Exsis-I 474 2020 года выпуска с пробегом до 10 тыс. км можно за 9 млн рублей. Трехлетний автодом Sun Living S70DF на основе FIAT Ducato обойдётся примерно в 7 млн рублей.
В категории автодомов люкс-класса представлены модели с отдельной кабиной или интегрированной в кузов, альковного типа с спальными местами над кабиной и полным приводом 4х4. Автодома этого класса характеризуются четким зонированием внутреннего пространства. В них есть гардероб, мини-бар, ЖК-телевизор, ячейки для стеклянных бокалов и фарфоровой посуды, тумбы с органайзерами и многое другое. Пол таких моделей обычно двойной или дополнительно утеплённый.
Представлены также яхты на колесах в двух- и трехосном исполнении с выдвижными секциями, имеющие весьма высокие ценники. Например, Morelo Impire 90L на шасси IVECO Daily 70С21 стоит от 24,4 млн руб. В эту сумму входят три спальных места, четыре сидячих места, душевая кабина, санузел, холодильник, двухконфорочная плита, большой багажник и гардероб. Длина транспортного средства составляет 9340 мм, ширина — 2500 мм, высота — 3470 мм. К таким габаритам водителю еще предстоит привыкнуть!
Серия Morelo Empire Liner с габаритной длиной до 11 990 мм на базе Mercedes-Benz Atego ещё дороже – цены могут достигать 31 млн руб., и даже 36 млн руб. Подобную роскошь могут позволить себе единицы.
В России пока отсутствует развитая сеть сервисных центров по сравнению с Германией. Например, Hymer имеет 300 партнеров и дилеров, доставка запчастей занимает 24–48 часов, а гарантия на источник питания составляет 10 лет при исправности других деталей. Российские караванеры нашли решение и предпочитают строить автодома на шасси LCV самостоятельно. Не всегда удаётся найти все компоненты российского производства, но существует параллельный импорт и импортозамещение. Часть комплектующих – китайская: это мебельная фурнитура, застежки, пуш-блоки, столешницы. Входной замок, петли и мелкие детали обычно турецкие. Отопители, бойлеры и компоненты электрооборудования отечественные. Блоки питания, датчики уровня воды, панели управления – всё российское. Провода не производят в России, но сами вяжут из них жгуты. Санкции способствовали развитию этой сферы предпринимательства.
Кстати, знали ли вы, что дома на колесах производились и в СССР? Про это рассказывалось. в этой статье.