Стоимость и устройство российских бюджетных автодомов

Помимо готовых домов на колесах на основе микроавтобусов, российские фирмы предоставляют жилые модули для установки на пикапах, вездеходах и обычных автомобилях.

В прошлый раз мы делали подробный обзор Рассматриваем автодома на базе легковых машин, микроавтобусов и пикапов.

«Гранта», «Нива» и другие

Среди самых компактных, новых по конструкции и доступных по цене автодомов на базе самоходного шасси — отечественные Lada Granta и Lada 4×4. Компания «ВИС-Авто», дочерняя структура «АВТОВАЗа», выполняет роль поставщика такой основы. Волжский автозавод шасси не выпускает для продажи.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com
Автодом Helix 2200, изготовленный компанией «АвтоКемпер Пром» на шасси Lada Granta, имеет размеры 4925х1740х2390 мм при колесной базе 2850 мм.

Шасси Lada Granta доставляется с рамой легкого грузовичка, имеющей рессорную заднюю подвеску, рассчитанную на вес жилого модуля. Модель ВИС-2149 демонстрирует этот подход. Существуют варианты двухместных автодомов с минимальными изменениями в конструкции дорожного автомобиля. Например, сзади устанавливается пневмоподвеска, а на шасси — жилой модуль компактного размера. Вход осуществляется только со стороны улицы — прохода из кабины водителя нет. В целом, это похоже на надстройку на пикап, но значительно меньше.

Изображение: img.freepik.com
В компактном автодоме механический люк на крыше и боковые окна обеспечивают хорошую естественную освещенность.

Изображение: img.freepik.com
Убрать обеденный стол позволит освободить место.

Изображение: img.freepik.com
Все откидные крышки оснащены запираемыми механизмами для фиксации во время перемещения.

В конструкции автодома на базе Lada Niva доработки более существенные. Перерабатывается вся подвеска, устанавливаются сцепные механизмы, усиливается коробка передач, меняются передаточные числа, используется другая главная передача. Инженеры усиливают переднюю подвеску и применяют более выносливую раздаточную коробку. Делается это для оптимизации конструкции шасси под будущую кузовную надстройку и возможности эксплуатации автомобиля с жилым модулем на бездорожье. В зависимости от модификации, обитаемый модуль весит около 700 кг или чуть меньше, что представляет собой приличную нагрузку на транспортное средство. Доработка «Нивы» внушительная: чтобы не горело сцепление, подвеска хорошо держала жилой модуль без раскачки, обеспечивая максимальный комфорт.

Автодом Helix 2200 AWD на базе Lada Niva с колесной базой 2850 мм имеет размеры 4759х1746х2776 мм. Благодаря 31-мм теплоизоляции его можно использовать зимой. Внутри автодома установлены три окна, два люка и спальное место размером 1500х2000 мм. В базовой комплектации есть отопитель Webasto AT 2000 STC, холодильник Dometic (газ / 220 В / 12 В), бойлер Truma, душ, биотуалет на 17 л, газовая плита Dometic, гелевый аккумулятор 100 А·ч, внутреннее и наружное освещение 12 В. Цена автодома с полным оснащением составляет 3,66 млн руб., а в базовой комплектации — от 3,33 млн руб. Аналогичный автодом на шасси Lada Granta стоит 2,79 млн руб. в базе и 3,12 млн руб. с дополнительным оборудованием.

Изображение: img.freepik.com
Автодом Helix 2200 AWD на базе Lada Niva 4×4 с колесной базой 2850 мм имеет длину 4769 мм, ширину 1746 мм и высоту 2776 мм.

Модуль типа Stealth ECO в базовой комплектации стоит 620 тыс. рублей. Предлагается большое количество опций. Например, комплект мебели обойдется в 159 тыс. рублей, солнечные панели — 62 тыс. рублей, однокамерный холодильник Alpicool объемом 65 л — 5 тыс. рублей, воздушный отопитель мощностью 2 кВт — 45 тыс. рублей, бойлер для нагрева воды объемом 2,5 л — 39 тыс. рублей. Отдельная откидная лестница стоит 12 тыс. рублей, люк размером 400х400 мм — 17 тыс. рублей, окно габаритами 700х400 мм — 25 тыс. рублей. Полная электрификация с коммутатором, блоком массы, зарядным устройством, блоком питания, розетками и освещением обойдется в 135 тыс. рублей. В итоге стоимость может значительно возрасти.

Цены «от» не всегда точны. Производители автодомов рассказывают о машинах в оптимальной комплектации, которая включает всё необходимое для путешествий, но без избытков. Такое оснащение предполагает наличие мебели (в том числе мягкой), подушек, санузла с душевой кабиной, воздушного отопителя, бойлера, мини-холодильника и одноконфорочной газовой плиты. Такой набор позволяет комфортно путешествовать в любое время года. Минимальная рыночная цена автодома на базе Lada Granta составляет 3,1 млн рублей, для Niva — 3,6 млн рублей. Модули абсолютно идентичны, разница только в стоимости шасси.

Производитель жилого модуля сохраняет гарантию «ВИС-Авто», так как не выходит за рамки допустимых изменений конструкции транспортного средства. «Автокемпер-Пром» также предоставляет собственную гарантию на жилой модуль сроком один год с момента продажи, в то время как у «ВИС-Авто» она составляет два года или 100 тыс. км пробега.

Несмотря на свои преимущества, автодома обладают одним существенным недостатком — большой высотой, из-за которой въехать не во все подземные паркинги. Жилой модуль исключает динамичную езду из-за высокого центра тяжести. Такая техника нуждается в постоянном контроле, так как может стать объектом взлома или вандализма.

Изображение: img.freepik.com
За отдельный жилой модуль типа Stealth ECO без внутренней отделки просят 620 тысяч рублей.

Изображение: img.freepik.com
Внутри жилого модуля Stealth ECO есть всё самое нужное, а по желанию можно дополнить обстановку.

Изображение: img.freepik.com

На закорках пикапа

Второй по популярности сегмент автодомов — жилые модули на шасси средних пикапов. В России их выпускают несколько компаний, одна из которых — «Автокемпер-Пром», работающая с конца 2016 года. Ее производственные мощности находятся в Коломне. Небольшие сборочные цеха есть также в Самаре и Москве. На данный момент это три модели разной технологичности и стоимости. К тому же есть модели для полноразмерных пикапов, таких как Dodge Ram, Toyota Tundra и их аналоги. Есть еще пикап Toyota Hi-Lux, но его стоимость как основы для будущего автодома сегодня составляет значительную сумму в 8,5 млн рублей. Покупатели зачастую стремятся к более доступному варианту.

Полприводные пикапы часто служат основой для съемных и стационарных жилых модулей. Обычно это внедорожники с однорядной кабиной, хотя встречаются и модели с двухрядной. Производители чаще всего предлагают базовую комплектацию, которую можно дополнить различными опциями. Иногда надстройки изготавливают на заказ, учитывая пожелания покупателя. Шасси может быть как заводским, так и предоставленным владельцем техники.

Изображение: img.freepik.com
Цена надстройки для пикапа по заявлениям коммерческого директора компании «Автокемпер-Пром» Артёма Жаворонкова начинается с 650 тысяч рублей.

Изображение: img.freepik.com
В Коломне функционирует производственный цех «Автокемпер-Пром», способный выпускать автодома различного уровня качества.

Изображение: img.freepik.com
Самым экономичным вариантом прицепа-дома считается собираемая палата на двух человек, предназначенная для размещения на крыше пикапа, внедорожника или кроссовера.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Цена надстройки на пикап от «Автокемпер-Пром» начинается с 650 тыс. руб. за самый простой корпус с одним окном и дверью. Внутри нет мебели, бытовой техники или оборудования. Некоторые клиенты предпочитают сами обустраивать мобильное жильё. Готовый вариант жилого модуля «под ключ» с кухней, туалетом, отопителем, бойлером и прочим оборудованием стоит от 1,3 млн руб. (версия ЕСО) до 1,5–1,6 млн руб. за доработанные версии с лучшим оснащением. Модель с подъемной крышей доступна за 1,5 млн руб., а со стационарным корпусом — за 1,7 млн руб. Топовый большой модуль на Dodge Ram оценивается в 2 млн руб.

Изображение: img.freepik.com
Готовый блок жилья для установки в кузов пикапа с кухней, туалетом, отопительной системой, бойлером и необходимым оборудованием обойдется минимум в 1,3 миллиона рублей.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com
Жилой модуль внутри кузова пикапа располагает просторным и функциональным пространством.

Изображение: img.freepik.com
Автодом «буханка» из Ульяновска с поднимающейся крышей – прекрасный выбор для путешествий по бездорожью.

Изображение: img.freepik.com
Внутри автобуса марки УАЗ светло и достаточно места для четырёх человек.

Если исходного импортного шасси нет, стоит обратить внимание на российскую продукцию, например, на УАЗ Профи. Компания «ТрогМаш Travel», подразделение компании «ТоргМаш» из Ульяновска, представила одну из таких новинок – автодом. Компания является официальным дилером Ульяновского автозавода уже 25 лет, поэтому вопрос с выбором шасси не возникает. Год назад на фестивале Caravanex компания показала съемный автодом на базе УАЗ Профи с двухрядной кабиной. В 2022 году автодом построен на базе ульяновского внедорожника с одинарной кабиной. Аналогов у нее на шасси автомобилей УАЗ на российском рынке не так много. Подобные модули на полноприводной основе делает еще только «Кемпер-33» из Владимира.

Главное преимущество этой модели — полный привод и полноценный автодом с постоянными местами для сна, кухней, душем, туалетом и столовой. Комплектация обширна, но не самая полная: по желанию можно добавить двухслойные стеклопакеты от зарубежных производителей, импортный холодильник, водонагреватель и другую технику.

Изображение: img.freepik.com
Роман Бондаренков — сотрудник «ТрогМаш Travel», дочерней компании «ТоргМаш» из города Ульяновск.

Изображение: img.freepik.com
В 2022 году представлен новый автодом на базе УАЗа Профи с одноместной кабиной от «ТрогМаш Travel» из Ульяновска.

Изображение: img.freepik.com
Внутреннее убранство УАЗовского автодома спроектировано, учитывая вкусы людей, выбирающих компактные квартиры на колёсах.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Новенькие автодома, даже на отечественных шасси, стоят от семизначных сумм. Высокие цены характерны и для рынка подержанных моделей, поскольку спрос на такую технику постоянно увеличивается, а ввоз ряда иномарок в Россию сейчас прекращен. Закрылись также многие местные производства, поэтому покупку автодома можно рассматривать как инвестицию.

Новый автодом на базе УАЗ Профи в июне 2021 года стоил 3,5 миллиона рублей. Сейчас точную цену нужно уточнять при покупке, но расчет простой: стоимость надстройки сравнима с ценой шасси. Летом 2022 года шасси стоит 2,5 миллиона рублей, и примерно столько же — надстройка.

Сухопутные яхты

Автодом на базе фургона FIAT Ducato, Citroen Jumper L2H2 или Peugeot Boxer можно собрать за неделю. Комплект виброизоляции, утепления, обшивки и мебели от фирмы Fourgon Tourist обойдется в 329 тысяч рублей плюс 79 тысяч рублей за монтаж. Полный комплект с электрикой и оборудованием – 619 тысяч рублей плюс 195 тысяч рублей за установку.

Желаете максимального комфорта? Будьте готовы к немалым расходам. Автодом на базе семиместного FIAT Ducato с роботизированной коробкой передач обойдется в 11 миллионов рублей. Флагманская модель на шасси концерна Stellantis предлагает семь спальных мест и возможность передвижения до восьми человек. Все сиденья оснащены штатными трех- и двухточечными ремнями безопасности. Максимальная комплектация включает два холодильника, солнечные панели во всю крышу, выдвижную электроступеньку с подсветкой. В список также входят 3D-обзор, газовые датчики и многое другое: перечислить все — понадобится лист А4.

Перед введением санкций в Россию импортировали много зарубежных автодомов на шасси минивэнов и фургонов, сегодня доступных только с пробегом. Известной фирмой была Hymer, выпускавшая на базе микроавтобусов более дюжины моделей. В каталоге 2020 года две модели массой 3500 кг на базе Mercedes-Benz Sprinter: Grand Canyon S и Duocar S. Больше вариантов представлено на платформе FIAT Ducato: модели полной массой от 3300 до 4000 кг — линейка Free с индексами 540, 600, 602, S600; Sydney, Ayers Rock, Grand Canyon, Yosemite, Yellowstone.

Изображение: img.freepik.com
Автодомы марки Hymer, даже подержанные, не считаются дешевыми.

Изображение: img.freepik.com
Некоторые путешественники в караванах самостоятельно оборудуют свои автодома, что позволяет сэкономить не менее трети, а иногда даже половины расходов.

Изображение: img.freepik.com
Классический кемпер Dethleffs Trend построен на шасси Fiat Ducato.

В этом году даже подержанные импортные автодома стоят значительных денег. Новый пятиместный Buerstner Limited T660 на шасси Peugeot Boxer оценивается в 12,5 млн рублей, годовалый Hymer Tramp S680 такой же вместимости на платформе Mercedes-Benz Sprinter — в 14,4 млн рублей. Модель Adria Matrix Supreme 670SL 2021 года выпуска на шасси FIAT Ducato с АКП и заводской гарантией обойдётся в 13,5 млн рублей. Laika Kosmo F510 на базе Citroёn Jumper с механической КП 2020 года выпуска стоит 9,3 млн рублей. Выбрать автодом Hymer Exsis-I 474 2020 года выпуска с пробегом до 10 тыс. км можно за 9 млн рублей. Трехлетний автодом Sun Living S70DF на основе FIAT Ducato обойдётся примерно в 7 млн рублей.

В категории автодомов люкс-класса представлены модели с отдельной кабиной или интегрированной в кузов, альковного типа с спальными местами над кабиной и полным приводом 4х4. Автодома этого класса характеризуются четким зонированием внутреннего пространства. В них есть гардероб, мини-бар, ЖК-телевизор, ячейки для стеклянных бокалов и фарфоровой посуды, тумбы с органайзерами и многое другое. Пол таких моделей обычно двойной или дополнительно утеплённый.
Представлены также яхты на колесах в двух- и трехосном исполнении с выдвижными секциями, имеющие весьма высокие ценники. Например, Morelo Impire 90L на шасси IVECO Daily 70С21 стоит от 24,4 млн руб. В эту сумму входят три спальных места, четыре сидячих места, душевая кабина, санузел, холодильник, двухконфорочная плита, большой багажник и гардероб. Длина транспортного средства составляет 9340 мм, ширина — 2500 мм, высота — 3470 мм. К таким габаритам водителю еще предстоит привыкнуть!
Серия Morelo Empire Liner с габаритной длиной до 11 990 мм на базе Mercedes-Benz Atego ещё дороже – цены могут достигать 31 млн руб., и даже 36 млн руб. Подобную роскошь могут позволить себе единицы.

В России пока отсутствует развитая сеть сервисных центров по сравнению с Германией. Например, Hymer имеет 300 партнеров и дилеров, доставка запчастей занимает 24–48 часов, а гарантия на источник питания составляет 10 лет при исправности других деталей. Российские караванеры нашли решение и предпочитают строить автодома на шасси LCV самостоятельно. Не всегда удаётся найти все компоненты российского производства, но существует параллельный импорт и импортозамещение. Часть комплектующих – китайская: это мебельная фурнитура, застежки, пуш-блоки, столешницы. Входной замок, петли и мелкие детали обычно турецкие. Отопители, бойлеры и компоненты электрооборудования отечественные. Блоки питания, датчики уровня воды, панели управления – всё российское. Провода не производят в России, но сами вяжут из них жгуты. Санкции способствовали развитию этой сферы предпринимательства.

Кстати, знали ли вы, что дома на колесах производились и в СССР? Про это рассказывалось. в этой статье.