Старт WRC Ралли «Монте-Карло»
WRC Ралли «Монте-Карло». Началось!
Ралли «Монте-Карло» традиционно открывает сезон Чемпионата мира и всегда привлекает много внимания. В мире раллийных соревнований сейчас происходят серьезные изменения.


WRC. Ралли «Монте-Карло»
© Фото: 5 колесо
По поводу революции я не преувеличиваю. Мне кажется, что нынешние перемены более существенны, чем смена в мировом ралли с автомобилей группы 4 на группу «Б», а затем на группу «А». И даже больше, чем переход на World Rally Car, который произошел 12 лет назад.
Приход компании Pirelli к власти стал самым значимым моментом. Это не только из-за того, что FIA выбрала ее в качестве единого поставщика чемпионата мира, но и из-за разногласий у конкурентов Michelin Group. Кроме того, итальянцы обещают поддержку ралли низших уровней.
Правило единого поставщика исключило «шинный фактор» из числа главных условий победы. Теперь шинным компаниям необходимо изменить направление разработок: вместо скорости важнее стоимость, безопасность и экологическая безвредность.
Менее фундаментальным, но не менее важным стало изменение — запрет на антипрокольные муссы, который коснулся даже высшего эшелона — категории WRC. Пилотам придется кардинально изменить стиль езды: резать повороты на шинах без муссов EMI стало крайне опасно. Зато экипажам WRC разрешено иметь на борту два запасных колеса. Интрига сезона: завоюет ли Себастьян Лоэб пятый подряд чемпионский титул, и отметится ли BP-Ford третьей подряд командной победой? Команда Citroen заявила две машины C4 с новыми двигателями. Французы также поработали над конструкцией шасси и изменили форму переднего бампера.

WRC. Ралли «Монте-Карло»
© Фото: 5 колесо
В Ford сохранили спецификации прошлого года и внесли незначительные изменения в конструкцию гидравлических систем. По мнению инженеров, это должно ускорить переключение передач и повысить надежность КПП. На предстартовой пресс-конференции лидер Citroen вновь выразил свою любовь к своему виду спорта: «Управление раллийным автомобилем доставляет мне огромное удовольствие. Перед Рождеством я прокатился на болиде “Формулы-1”. Мне это понравилось, но такие машины не для меня. Это для молодых пилотов, а мне уже 33 года!». Яри-Матти Латвала, новый участник команды Ford, был удивительно спокоен: «Мой девиз — есть нормально, спать нормально. И тогда все будет в порядке». Старт ралли сложился для этих пилотов по-разному. Лидерство захватили два Citroen: Леб со второго спецучастка возглавил ралли, а третью позицию занимал Микко Хирвонен. Яри-Матти на первом же СУ налетел на камень, пробил колесо и потратил четыре минуты на его замену. «Это была целая гора, а не камень», — сетует Латвала. Неважно шли дела и у Suzuki, дебютирующей в чемпионате мира. У Тони Гардемайстера сначала отказал интерком, затем стало «залипать» сцепление. А Пер Гуннар Андерссон никак не мог найти правильный стиль езды на полноприводной машине. Правда, на середине первого спецучастка у него отказал задний дифференциал, и автомобиль превратился в переднеприводной. Итог первого дня, включавшего всего два СУ: Леб опережает Сордо на 12,7 секунды, а Хирвонен отстает уже на полминуты.

WRC. Ралли «Монте-Карло»
© Фото: 5 колесо
Второй день. «Французский каток» уверенно шёл к победе. «Мы старались максимально увеличить отрыв, — комментировал Леб. — С новыми правилами никогда не знаешь, где пробьёт колесо и потеряешь на этом время». Хорошо выступал и Франсуа Дюваль из команды Stobart, заняв пятое место между двумя экипажами Subaru. Для Suzuki ралли превращалось в кошмар: у Тони Гардемайстера не работала турбина, Андерссон сначала заглох на старте спецучастка, а затем дважды в поворотах.
Яри-Матти Латвала старался как мог добраться до очковой зоны. Днём он занимал пятнадцатое место, но за один спецучасток поднялся до десятого, обйдя Ромейера (Peugeot 206 WRC), Мэтью Уилсона, Аль Кассими и оба экипажа Suzuki. Хороший результат! На следующем спецучастке Латвала обошел Хеннинга Солберга и к концу…
В этот день команда была всего в одной позиции от зоны попадания в очки.
Второй спецучасток третьего дня ралли – знаменитый St. Bonnet. Штурман Хирвонена Ярмо Лехтинен пояснил: «Организаторы постоянно включают этот спецучасток в маршрут ралли, уверяя, что там отличные снежные трассы. Но в этом году снега не было! Ехать на такой скорости (средняя — 120 километров в час) по льду очень опасно». Удастся ли кому-то бросить вызов армаде Citroen? Но вот с трассы приходит сообщение, что в середине СУ-11 заглох двигатель на машине Даниеля Сордо, и его Citroen стоит на обочине. А Леб после этого, несчастливого для Сордо, спецучастка уже почти на две минуты опережает Хирвонена.
Андерссон неожиданно отличился: на первом этапе показал пятое время, а на втором — седьмое. Для пилота, впервые выступающего на полноприводной машине, это неплохие результаты! Руководство команды Suzuki поразило его выступление: «На отдельных отрезках Пер-Гуннар показывал одинаковое с Лебом время!».
В Латвалы погоня за очками завершилась. У Ford возникли проблемы с гидравликой, Яри-Матти вынужден был переключать передачи вручную. Затем Латвала врезался в опору моста. Сначала экипаж принял это за пробитое колесо, но позже выяснилось, что повреждена подвеска. В Subaru ситуация постепенно улучшалась. Механики настроили подвеску на машине Аткинсона, и он показал лучшее время на спецучастке. Это третий лучший результат Криса на этапах чемпионата мира за последние два года.

WRC. Ралли «Монте-Карло»
© Фото: 5 колесо

WRC. Ралли «Монте-Карло»
© Фото: 5 колесо
Инженеры Citroen устранили проблемы у Сордо, связанные с отказом турбонаддува. Автомобиль отправили в Монако для продолжения участия в последнем дне ралли. Механики команды BP-Ford также старались отремонтировать машину Латвалы для воскресного старта. Организаторы увеличили норму времени переезда машин в Монако для экипажей, выбывших накануне. Благодаря этому Сордо и Латвала смогли стартовать в финальный день ралли. Сордо занял 12-е место в общем зачете (9‑е — в зачете изготовителей), Латвала — 15‑е в абсолюте и 10‑е в командном зачете. Тони Гардемайстер, занимавший более высокую позицию (10-е и 8-е места соответственно), отозвали с ралли из-за неподходящего для быстрого ремонта двигателя. Так Сордо вошел в очковую зону зачета изготовителей.
На последний день гонки борьба развернулась только за третье место между Крисом Аткинсоном и Франсуа Дювалем. В начале дня Франсуа отставал на 20,1 секунды. Ему удалось сократить разрыв до четырех секунд! Затем бельгиец отыграл полсекунды, а перед последним спецучастком отстал всего на 1,1 секунды. Все вспомнили прошлый год, когда за четвертое место на финальном СУ Аткинсон опередил Хирвонена всего на 0,2 секунды. В этом году Крис показал одинаковое с Франсуа время, удержал третье место и заработал для Subaru первый подиум за последние два года.
Три марки автомобилей заняли первые три места, а пять марок вошли в первую восьмерку. Леб одержал свою пятую победу на «Монте-Карло». Сейчас почти все уверены в его пятой подряд победе в сезоне чемпионата мира по ралли.
Новинка
Команда Citroen была тщательно подготовлена к сезону. Было представлено два новых автомобиля с новыми двигателями. Новые моторы потребовали переработки передней части машин, а также внесены изменения в шасси. Машина Леба работала без проблем, но у коллеги Даниеля Сордо возникли проблемы с дифференциалом, а затем сломался двигатель.
О шинах

WRC. Ралли «Монте-Карло»
© Фото: 5 колесо
В Монте-Карло представили два новых типа зимних шин Sottozero для ралли. Первый, Sottozero Snow, предназначен для заснеженных трасс «Монте-Карло», а второй, Sottozero Ice, – для ледяных дорог «Швеции».
Sottozero Snow очень похожи на асфальтовые P-Zero, но их можно ошиповывать шипами длиной от 1 до 1,5 мм. В первых трех ралли сезона команды будут выступать на трёх типах шин разной размерности: 18 дюймов для «Монте-Карло», 16 дюймов для «Швеции» и 15 дюймов для «Мексики». На сезон 2009 года Pirelli выпустила новые Sottozero Ice размером 7/15 дюймов. Это означает, что на ралли «Швеция» будут использоваться шины той же размерности, что и для гравийных ралли, и мы больше не увидим специальных тонких шин для льда.
Результаты Rallye Automobile Monte-Carlo
Себастьян Леб, Даниель Элена
(Франция, Монако, Citroen C4 WRC) 3 ч. 39 мин. 17,0 с.
Микко Хирвонен, Яармо Лехтинен
(Финляндия, Ford Focus RS WRC) 3 ч. 41 мин. 51,4 с.
Крис Аткинсон, Стефан Прево
(Австралия, Бельгия, Subaru Impreza WRC 3 ч. 42 мин. 15,6 с.
Франсуа Дюваль, Эдди Шевалье
(Бельгия, Ford Focus RS WRC) 3 ч. 42 мин. 16,7 с.
Петтер Солберг, Филипп Миллс
(Норвегия, Великобритания, Subaru Impreza WRC) 3 ч. 43 мин. 57,9 с.
Джанлуиджи Галли, Джованни Берначчини
(Италия, Ford Focus RS WRC) 3 ч. 48 мин. 3,5 с.
Жан-Мари Кок, Филиппе Жанвье
(Франция, Peugeot 307 WRC) 3 ч. 49 мин. 41,8 с.
Пер-Гуннар Андерссон, Йонас Андерссон
(Швеция, Suzuki SX4 WRC) 3 ч. 50 мин. 36,5 с.
Положение в чемпионате
Зачет изготовителей
Citroen Total WRT набрал 11 очков, Subaru WRT — 10, BP-Ford и Abu-Dhabi WRT — по 8, а Suzuki WRT — 2.
Зачет пилотов
Леб набрал 10 очков, Хирвонен — 8, Аткинсон — 6, Дюваль — 5, Солберг — 4, Кок — 2, Андерссон — 1.
WRC. Ралли «Монте-Карло»
© Фото: 5 колесо