Спортивный полет: непрерывное обучение.

Спортивное пилотирование. Школа без каникул

В материале февраля об Школе пилотирования Русского центра автоспорта заявили о возвращении «за парту» весной, перед началом сезона кольцевых гонок. Правда держим.

Воспоминание о том, что вузовские преподаватели говорят первокурсникам: «Забудьте все, чему вас учили в школе», приходит сразу же. Имею в виду зимний курс обучения. Безусловно, полученные навыки необходимы. Но если ледовые гонки подобны атакам «эскадрона гусар летучих», то шоссейно-кольцевые скорее напоминают мудрую тактику «штабных», хотя и здесь автомобиль едет на грани сноса, проходя повороты в чуть уловимом скольжении. Нет спасительных сугробов и снежных брустверов — лишь узкие гравийные полосы безопасности и полосатые «рельсы» профилированных отбойников. И скорость, при которой «шаг вправо, шаг влево» весьма чреваты неприятностями.

Практические занятия начинаются традиционно: подгонка сидений и ремней безопасности, разминка на «змейке». «Помни: минимум движений рулем, плавность траектории — это скорость на круге», — советует мне тренер Александр Антонов.

Следующее упражнение показалось привычным: разгон и комбинированное торможение. Придерживая педаль тормоза, торможу двигателем, переключая передачи вниз. «Обрати внимание на четкость каждого движения — в гонке это позволит не только сэкономить время, затормозить как можно позже, но и сохранит коробку передач», — советует Александр.

В спокойном, учебном режиме всё удаётся, но в соревновании недостаточно лишь знания того, что делаешь — нужен автоматизм (в этом я быстро убедился).

Антонов советует: «Едешь несколько кругов, стараясь запомнить общую конфигурацию. Детально это сразу сделать не удастся, но в целом впечатление получишь». С этим утверждением соглашаться трудно — «Невское кольцо» попадалось мне с разных сторон: с холмов стадиона, где во время гонок размещаются зрители, и с точек для фотосъемки, а также с места штурмана, когда «Невское кольцо» во время ралли превращалось в специальный участок. Драйв-тестов здесь проведено немало. Но из кресла пилота все выглядит совсем по-другому.

— Едем по моей инструкции, — приказывает Саша, и мы выезжаем на стартовую линию. Опять возникает мысль о нужной автоматизации, которая приходит только с практикой. Пока же всю информацию нужно заранее прокрутить в голове. — Перед поворотом “Бумеранг” — третья передача.

Дальше поворачиваешь влево и разгоняешь машину до границы трассы. Теперь разгон, четвертая, пятая… В шеканке выезжаешь на третьей передаче, немного касаясь колесами бордюрных камней — в наушниках шлема звучит голос Антонова.

Максимальная скорость на широкой дуге, торможение, вторая передача, поворот «Аппендицит»… «Слишком рано затормозил, теперь приходится сильнее поворачивать. И ещё: при выходе из поворота Сорочинского нужно развернуть машину, а ты сжимаешься внутрь», — комментирует Александр мои действия.

Затем я совершил ошибку. Перед поворотом применил слишком большую скорость, а потом подсознательно нажал тормоз. Когда левая нога всё же отпустила педаль, было уже поздно — автомобиль, виляя шинами, вращался навстречу быстро мчащемуся отбойнику.

Ждал услышать от Антонова подходящее резюме, но он проявил педагогскую выдержку.

Всё абсолютно закономерно. Перетормозило, заблокировало колеса. В момент торможения колеса были чуть вывернуты. Гасить скорость нужно при прямолинейном движении. Согласитесь, истина проста, но одного её знания, как выяснилось, явно недостаточно.

Пока пьем кофе в перерыве, Александр предлагает начертить на схеме трассы мое видение траектории. Второй преподаватель школы, пилот раллийной команды нашего журнала Виктор Березовский, с интересом наблюдает за графическими изысками. «Нарисовал все четко — именно так и ехал. Вот только ехал неправильно», — констатирует он. Затем карандаш берет Антонов и рисует оптимальную траекторию, объясняя «физику» поведения автомобиля на каждом участке трассы.

Следующий этап может оттолкнуть тех, кто видит автогонки только как праздник с шампанским на пьедестале: будущему чемпиону предстоит пройти тысячи километров тренировок, износить множество комплектов шин, доводя до совершенства «правильную» траекторию.

Перерыв закончился, снова на трассе, вновь сквозь гул мотора. Наставления тренера: «Не зажимать машину… Здесь ехать в метре от белой линии… Вот сейчас неплохо… “Распустить” больше… Теперь полный газ, целиться в отбойник — машина чуть сдвинет, и ты на нужной траектории». Круг за кругом, поворот за поворотом.

Школа пилотирования функционирует по напряжённому графику, и учеников не shortage. Однако это не свидетельствует о том, что работает конвейер по производству «шумахеров». Кто-то понял, что автоспорт — не для него, кто-то просто получил желаемое, ощутив на занятиях необходимую дозу адреналина, а кто-то приобрел уверенность в управлении автомобилем. Вряд ли кто-либо посчитал занятия в школе потерянным временем — каждый получил возможность почувствовать себя гонщиком.

Также можно говорить об их готовности к настоящим гонкам: несколько выпускников Школы пилотирования приняли участие в первом этапе Кубка «Лада».