Спецгаражи: от времени Сталина до эры Путина

Специальный гараж: от Сталина до Путина

В 1949 году вышла модификация ЗиС-110 с кузовом фаэтон.
Созданный для Сталина первый 6-местный бронированный лимузин ЗиС-115 имел в основе американский Packard, но отличался многочисленными оригинальными деталями, а главным новшеством являлся отечественный бронекорпус. Бронекорпуса выпускались на военном заводе в Подольске под названием «изделие №100». Каждая броневая панель проходила военную приемку и испытательный обстрел для подтверждения высшей категории защиты. Производство корпусов было индивидуальным, и на каждой детали даже самой маленькой стояло клеймо с номером машины. Боковые стекла толщиной 75 мм были опускными, привод которых осуществлялся устройством, напоминающим гидравлический домкрат. Некоторые автомобили ЗиС-115 комплектовались кондиционерами, компрессор устанавливался под капот, а сама установка располагалась в багажнике. Воздуховоды шли прямо в салон и монтировались по обе стороны от заднего стекла. В СССР впервые на ЗиС-115 был использован задний мост с полуосями полностью разгруженного типа. В отличие от базового ЗиС-110 «бронелимузин» имел шины увеличенного размера — 7,50-17”. Кроме того, на ЗиС-115 стоял более мощный (126 л. с.) двигатель с увеличенной степенью сжатия. Для лучшего охлаждения силового агрегата применялся сдвоенный масляный насос и дополнительный масляный радиатор. Машины собирались в спеццехе с отдельной пропускной системой и вооруженной охраной. По разным оценкам, с 1949 по 1958 год вышло из ворот спеццеха 30-38 автомобилей, до наших дней сохранилось не больше 10.

В период сталинского правления автомобиль ГАЗ М-1 использовался сотрудниками НКВД.
В период после смерти Сталина началась эпоха «открытости». В 1956 году для Никиты Хрущева построили полноприводный автомобиль ЗиС-110П с кузовом фаэтон. Его применяли для поездок по целине, колхозным полям и на охоту. Хрущевский фаэтон отличался оригинальной рамой, а некоторые агрегаты ходовой части были заимствованы у грузовика ГАЗ-63. Помимо полного привода, особенностью этих машин была независимая подвеска передних колес. Всего было выпущено два полноприводных фаэтона. Один из них использовался в спортивной лаборатории ЗиЛа и не дошёл до наших дней.

Полноприводной фаэтон ЗиС-110П на агрегатах от ГАЗ-63
В 1956 году ЗиС получил название завода имени Лихачева, а в следующем году вышел первый лимузин ЗиЛ-111. В его конструкции применено множество новых технических решений: V-образный силовой агрегат, 2-ступенчатая АКП с кнопочным управлением, электропривод стеклоподъемников, бескамерные шины низкого давления. Новый ЗиЛ, как и предыдущий, являлся рамной машиной, но стал значительно ниже. Благодаря увеличенной ширине кузова и перепланировке салона места в машине стало больше, поэтому пассажиры размещались удобнее, чем в ЗиС-110. В 1959 году в серию пошла модификация ЗиЛ-111 с отечественным кондиционером, получившая название ЗиЛ-111А, а чуть позже появился кабриолет с индексом «В». Несколько экземпляров ЗиЛ-111В были выпущены в специальном парадном исполнении со светлым тентом и дополнительным оборудованием: поручнями и микрофоном.

Модель ЗиС-110 (1944-1958 гг.) являлась базовой в семействе
В декабре 1962 года в мелкосерийное производство пошла модификация «сто одиннадцатого» — лимузин ЗиЛ-111Г. Четырехфарная система освещения делала автомобиль более монументальным и тяжеловесным на вид. Это был тот же 111А с кондиционером, но с измененными внешними формами кузова и другим художественным решением хромированного декора. ЗиЛ-111Г уже не копировал конкретный автомобиль, а был создан заводскими дизайнерами, хотя и с оглядкой на американские тенденции автомобилестроения. На 111Г полностью изменили переднюю и заднюю часть машины. Центральная часть осталась прежней, за исключением наружных панелей дверей, соответственно стилизованных под произошедшие внешние изменения. Прописная надпись «ЗиЛ сто одиннадцать» на заднем крыле уступила место лаконичной «ЗиЛ-111». Из примерно 26 изготовленных автомобилей достоверно известно о 9 сохранившихся. Открытой версией автомобиля ЗиЛ-111Г стал автомобиль ЗиЛ-111Д с кузовом кабриолет. В период с 1964 по 1967 год было построено около 12 автомобилей. Серо-голубые ЗиЛ-111Д неизменно участвовали в военных парадах до середины 70-х годов, когда были заменены более современными ЗиЛ-117В.

Специальная версия автомобиля ГАЗ-21 для ведомственных нужд выпускалась под индексом ГАЗ-23.
К юбилею Октябрьской революции на заводе имени Лихачёва изготовили новый лимузин ЗиЛ-114. Разработка нового автомобиля велась параллельно с разработкой модели ЗиЛ-111Г. Проекты ЗиЛ-114 и ЗиЛ-117 входили в перечень мероприятий, утвержденных постановлением Совета Министров СССР. Внешний вид ЗиЛ-114 отличался от предыдущих представительских автомобилей ЗиС-ЗиЛ — не имел прототипа или заимствованных элементов.
Вместе с тем завод продолжал приобретать зарубежные представительские автомобили для изучения. Окончательное утверждение формы произошло осенью 1963 года. Принятая форма оказалась устойчивой, стабильной, даже несколько консервативной. Внешний вид модели 114 всегда оставался строгим, а интерьер отличался по исполнению — от серого сукна до бордового бархата с золотым шитьем. На автомобиле впервые были применены дисковые тормозные механизмы с вентилируемыми дисками, алюминиевый блок двигателя, 3-скоростная гидромеханическая АКП и торсионная передняя подвеска. Три опытных образца ЗиЛ-Э114 были построены в 1966 году. Базовая модель семейства находилась в производстве с 1967 по 1976 годы, а всего было изготовлено 120 экземпляров со всеми модификациями.

Этот бронированный лимузин вплоть до 1980-х годов считался резервным в ГОНe.
В 1967 году появился новый металлический автомобиль — 7-местный представительский лимузин ЗиЛ-114. Машина комплектовалась 6-литровым V-образным двигателем мощностью 300 лошадиных сил и X-образной рамой из лонжеронов большого сечения, отличающихся повышенной жесткостью на кручение.
Акцент делался на комфорте пассажиров, поэтому длина лимузина достигла 6,3 метра. Практически все внутреннее пространство салона отводилось пассажирам: водителю оставалось так мало места, что даже рулевую колонку сделали откидывающейся. Всего было выпущено 113 экземпляров автомобиля. Лимузин отличался строгими и гармоничными формами. Большие габариты по длине и малая высота делали машину вытянутой, стремительной. Именно с серии «114» ЗиЛ начал отходить от прямого копирования американского стиля, элементы которого присутствовали на предыдущих моделях.
После себя ЗиЛ-114 сменил более продвинутый ЗиЛ-4104, пройдя два этапа серьезной доработки и закончив тем самым историю с разработкой официальных авто для ЗИЛ.

Седан ГАЗ-13 «Чайка», выпускавшийся с 1959 по 1978 год, оборудовался электроприводами стекол и переключателем гидравлической автоматической коробки передач.
Автомобили представительского класса тогда создавались на Горьковском автозаводе. Первый из них — 7-местный лимузин ГАЗ-13 «Чайка» выпускался с 1959 по 1978 год. Его оснащали электрическими стеклоподъемниками и кнопочным управлением гидромеханической трансмиссией. Небольшое количество машин (менее 20 экземпляров) было построено с перегородкой в салоне. Этот кузов получил обозначение ГАЗ-13А. Также на базе ГАЗ-13 выпускался кабриолет ГАЗ-13Б. К середине 60-х годов конструкция «Чайки» ГАЗ-13 начала устаревать, и завод начал работу над созданием нового автомобиля ГАЗ-14, проект которого утвердили в 1969 году. Перед дизайнерами стояла задача создать гармоничный внешний облик, не подвластный влияниям моды, учитывая высокие затраты на технологическую оснастку и малый объем выпуска автомобиля. Для военных церемониальных целей — командования парадами войск в округах — создали специальную открытую модификацию ГАЗ 14-05. Таких машин построили примерно 15 штук. Во время «борьбы с привилегиями» в перестроечное время производство автомобилей свернули, а всю оснастку уничтожили. Всего было изготовлено 1120 автомобилей.

ЗиЛ-111 увидел свет в металле в 1957 г.
До подведения итогов несколько слов об интересном экспонате. В 1988 году на ЗиЛе создавали принципиально новый автомобиль (проект ЗиЛ-4102). Этот лимузин выполнялся по схеме с несущим кузовом. Для обеспечения высоких требований по вибродемпфированию крепление силового агрегата и разрезного заднего моста (задняя подвеска стала независимой) осуществлялось с помощью подрамников, что позволило ввести дополнительный каскад демпфирования между кузовом и дорогой. Конструкция кузова предусматривала возможность существенного увеличения программы выпуска автомобиля за счет применения новой схемы узловой сборки и обеспечения штампуемости панелей. К сожалению, по времени реализации проект совпал с реформами в СССР и экономическим спадом, что не позволило его завершить. Дальше двух опытных образцов работа не пошла.

Кабриолет ЗиЛ-111В в парадном исполнении
История представительских лимузинов ЗИЛа и ГАЗа продолжалась до распада СССР. Разработки отечественных компаний были достаточно современными. Однако главный заказчик — Кремль — перешел на Mercedes-Benz. Впоследствии предпринимались попытки возродить производство, но они не увенчались успехом.

Лидерам государств, поддерживающих дружественные отношения с СССР, нередко вручали кабриолеты марки ЗИЛ-111Д.

Для Дмитрия Устинова собирали ЗИЛ-114 с желтыми салонами. В серийных моделях передние сиденья «сто четырнадцатых» были обтянуты черной кожей, а салон сзади — серо-зеленым сукном.

Серийное производство ГАЗ-14 «Чайка» стартовало в 1977 году. В период борьбы с привилегиями выпуск машин прекратили, а оборудование ликвидировали. Изготовили 1120 автомобилей.

Проект ЗиЛ-4102 в серию не пошел

Автомобиль охраны и сопровождения ЗиЛ-41072 «Скорпион»

ЗиЛ-410441, являющийся парадным автомобилем, представляет собой самую свежую модификацию легендарного ЗиЛа.
ВСТРЕЧА С ЮНОСТЬЮ
В 1959 году молодые конструкторы ЗиЛа решили создать проект малогабаритного автобуса. Производство автомобилей ЗиС-110 прекратили, и чтобы загрузить производственные мощности и удешевить производство лимузинов ЗиЛ-111, предложили выпускать на их агрегатах комфортабельный автобус. С 1961 по 1970 годы построили 7 таких машин. После модернизации в 1970 году автобус стали называть ЗиЛ-118К, и до 1994 года изготовили еще 86 штук различных модификаций. Несколько автомобилей ЗиЛ-118К работали в ГОНе. Построили четыре автомобиля связи ЗиЛ-118К с высокой радиопрозрачной крышей для размещения специального оборудования. Для четвертого главного управления при Минздраве СССР создали специальные санитарные автомобили для обслуживания высших партийных руководителей.

КАК ВЕЗДЕХОД
Леонид Брежнев увлекался автомобилями. Менее известно, что на ГАЗе для него создали автомобиль для охоты. Экспериментальная полноприводная «Волга» получила индекс ГАЗ-24-95. В ходовой части использовались узлы и агрегаты ГАЗ-69. Брежневу принадлежащая «Волга» обладала отличной проходимостью, на ней без труда можно было переехать через упавшее дерево или выбраться из небольшого болота. Такой автомобиль в мире не существовал в середине 70-х годов.
