Современные машины: угроза или безопасность?

Безопасны ли машины, произведенные в наше время, больше, чем старые модели, которым уже полвека или даже больше? Ответ, как будто, ясен, однако это не так.
Полагают, что подобные мысли могут возникнуть только у тех, кто не представлял себе современной машины и в связи с этим резко критикует нынешнюю технику. Наличие АБС, систем курсовой устойчивости, усилителей руля и тормозов, подушек безопасности и прочих устройств, которых не было на старых «Москвичах», красноречиво говорит само за себя: с ними гораздо безопаснее! В ситуациях, где человек может оступиться или просто не справиться, ему придёт на помощь современная автоматика.
Существуют иные точки зрения, обоснованные убедительными доводами.
Стояночный тормоз, раньше называемый ручником, был рычагом, доступным правой руке водителя в любой ситуации. Как дополнительная тормозная система, независимая от состояния машины, он служил спасением в случае отказа основной системы. Водитель инстинктивно тянулся к ручнику. Позднее механический ручник уступил место электромеханическому, рычаг исчез из зоны доступа правой руки. В итоге для активации стояночного тормоза приходится искать строчки или символы в меню. Что делать в стрессовой ситуации, когда ручник нужен немедленно? Процент водителей, способных мгновенно справиться с задачей, близок к нулю, что лишает автомобиль аварийной тормозной системы.
Электрические стеклоподъемники удобны: достаточно коснуться кнопки, и стекло начнет двигаться в нужном направлении. Встречная ситуация: автомобиль попал в аварию. Ручка-крутилка находилась под рукой водителя или пассажира, а вот кнопка для стеклоподъемника? Закройте глаза и вспомните, где она находится у вас в машине. Не все это сделают сразу. А если во время аварии «электричество кончилось»? Нажимаете на кнопку, но ничего не происходит. Что делать тогда?
Бесключевой доступ – ещё одна новинка в мире игрушек для автомобилистов. Подходишь к машине, и двери сами разблокируются – удобно, конечно, но как насчет безопасности?
В современных автомобилях человек всё чаще чувствует себя как в кабине самолёта с необычными опциями и символами. Крутые функции, за которые покупатель платит при покупке, используются им лишь процентов на двадцать. Но если пилотов годами готовят к мгновенному реагированию на каждое предупреждение электронных систем, то современный водитель не всегда может даже переключить оптику с дальнего на ближний свет. Его легко теряет в компании мигающих лампочек, пикающих датчиков, текстовых предупреждений и симпатичных виртуальных панелей мультимедийных систем. Зачастую это доводит его до бешенства. Ситуация схожа с современными смартфонами: не каждый зрелый пользователь сразу понимает, что от него хочет тот или иной аппарат.
Количество обычных кнопок уменьшается с каждым днем, их все чаще заменяют сенсорные поверхности. Физическая кнопка становится признаком элитного автомобиля (например, Бугатти). Психологи давно утверждают, что человек плохо воспринимает управление системами через сенсоры, особенно на ощупь. А если решение нужно принять на высокой скорости движения? Даже при переключении с одной радиостанции на другую водитель может начать нервничать и злиться – как это скажется на безопасности других участников дорожного движения? Случайно активировать нежелательный функционал можно, просто дотронувшись пальцем не туда.
Современная машина предоставляет меньше шансов упасть в канаву на обледеневшем пути или получить травму грудной клетки о руль. Взамен прежних угроз появились новые, о которых пока мало кто задумывается, но стоит начать серьезно этим заниматься.
