Почему советский мотоцикл «Урал» с роторным двигателем не стал реальностью


Несмотря на популярность и высокую востребованность, чешские мотоциклы Jawa по-прежнему выпускались по простым схемам с двухтактными двигателями.

Изображение: img.freepik.com


Необходимость модернизации производства была очевидной для всех: от инженеров и руководства заводов до потенциальных покупателей. Однако руководство придерживалось иной точки зрения, что было вполне объяснимо. Если мотоциклы хорошо продаются и так, то зачем вносить изменения и тратить миллионы на реконструкцию?


К концу 1980-х годов Всесоюзный научно-исследовательский институт мототракторного хозяйства СССР создал конструкцию, способную превосходить все доступные на тот момент зарубежные разработки. Речь идет о роторном мотоцикле, построенном на базе мотоцикла «Урал». В настоящее время редакция автопортала
autotry.ru расскажет про эту уникальную технику.

Это что, новый Иж?


Точное количество мотоциклов модели 7.151 на сегодняшний день установить невозможно. Известно, что эти мотоциклы не выпускались серийно, а было собрано лишь несколько опытных образцов. Как минимум один из них дошел до наших дней.


Внешний вид модели 7.151 недвусмысленно указывает на принадлежность к Иж, несмотря на то, что это полноценный «
Урал». Таким образом, разработчики также приняли решение обновить внешний облик мотоциклов Ирбитского завода, который имел свои истоки в военных немецких байках.


Какие ещё ориентиры были важны для советских инженеров? Модели Иж отличались доступностью и соответствовали современному уровню. Поэтому копирование их внешнего вида представлялось самым быстрым способом запуска нового продукта в производство. Вероятно, в дальнейшем дизайн был бы усовершенствован, однако этого не произошло.

Силовой агрегат


В любой технике ключевую роль играет двигатель. В модели 7.151 «сердцем» стал роторный двигатель Ванкеля. Как появилась идея его использования в СССР? Всё довольно просто: АВТОВАЗ в то время выпускал небольшие партии автомобилей с таким двигателем для силовых ведомств.


Мотор РД-515 был разработан специалистами ВНИИ Мотопрома СССР и Ирбитского завода на базе двигателей ВАЗ-411 и ВАЗ-413. При этом для использования на мотоцикле его сконструировали как односекционный.


Важной характеристикой двигателя РД-515 является его приспособленность к силовым установкам, применяемым на автомобилях «Жигули». Многие компоненты были взаимозаменяемы и требовали незначительной адаптации. Благодаря этому была обеспечена возможность быстрого начала серийного производства РД-515.


Инженеры около десяти лет работали над роторным двигателем для мотоцикла. Помимо адаптации, они стремились обеспечить высокую надёжность и долговечность ДВС. Достичь этого удалось благодаря использованию никасилового покрытия. Согласно технической документации, ресурс двигателя до капитального ремонта составлял 50 тысяч километров.


Объём силового агрегата составил 491 см3. При этом его мощность превзошла показатели двигателей, устанавливаемых на «Уралах» – 40 л.с. Значительная тяга ощущалась уже на низких оборотах, что является особенностью роторной конструкции Ванкеля.

Особенности конструкции


Мотоцикл оснащён глушителем модели 7.151, который представляет собой систему, состоящую также из приёмного блока. Эта система предназначена для снижения температуры газов, покидающих камеру сгорания роторного двигателя, поскольку они нагреваются сильнее, чем в обычном двигателе внутреннего сгорания.


Двигатель использует карбюраторную систему питания. Однако для сжигания топлива применялись две свечи зажигания. Одна свеча функционировала в обычном режиме, а вторая использовалась для полного сгорания остатков топливной смеси.


Конструкция роторно-поршневого двигателя требует обязательного использования жидкостного охлаждения. Воздушной системы, даже с дополнительным масляным охлаждением, недостаточно для эффективного отвода тепла даже в регионах с умеренным климатом в летний период. В связи с этим, мотоцикл оснастили крупным радиатором.


На 7.151 установлены легкосплавные колёса, что указывает на то, что мотоцикл был спроектирован в первую очередь для езды по дорогам с асфальтобетонным покрытием.


Тормозная система выполнена по гидравлическому принципу. Для обеспечения эффективного торможения байка, «барабан» был установлен и на колесо бокового прицепа. Все соединительные элементы доступны, что позволяет провести прокачку тормозов всего за 10-15 минут при необходимости.


Объем топливного бака мотоцикла оказался существенно больше, чем у «Урала». Это было сделано намеренно, поскольку роторный двигатель потребляет больше топлива, чем обычный двигатель внутреннего сгорания. Однако сведения о точном расходе топлива на 100 километров отсутствуют.


Новая передняя вилка была разработана конструкторами. Применение стандартной «ураловской» конструкции оказалось неудачным, так как она не обеспечивала достаточной прочности для выдерживания значительных динамических нагрузок. Запланирован запуск новой вилки в серийное производство.


При создании приборной панели были применены компоненты, позаимствованные у ВАЗ-2106. Помимо спидометра и тахометра, она включает в себя датчики, отображающие уровень заряда аккумуляторной батареи и температуру охлаждающей жидкости.


Для модели 7.151 производитель создал дуплексную раму, выполненную с использованием двойных труб. Такая конструкция продемонстрировала вдвое большую жёсткость на скручивание, если сравнивать с обычной рамой «Урал».

Планы


Возможность оценить новый советский мотоцикл в движении была предоставлена лишь тем специалистам, которые принимали участие в его совершенствовании. Даже несмотря на мощность в 40 л. с., роторный двигатель демонстрировал заметную тягу при минимальных оборотах. В связи с этим, многим, не привыкшим к такой динамике, было сложно сохранять равновесие на мотоцикле.


Изначально предполагалось, что модель будет выпускаться не только ограниченной серией, но и в больших объемах. Для организации такого производства планировалось возведение отдельного завода в Набережных Челнах, однако после наладки производства в Ирбите.


Новое предприятие планировало запустить в производство полный модельный ряд инновационных мотоциклов. Принимая во внимание, что на момент запуска наступала вторая половина 1980-х годов, речь шла не только о дорожных мотоциклах, оснащенных и не оснащенных колясками. Предполагалось создание спортивных и кроссовых мотоциклов.


Несмотря на масштабные замыслы, они не были реализованы. «Перестройка» сорвала эти планы. В изменившихся экономических условиях государство отказалось от финансирования строительства завода.


Сотрудники Всероссийского научно-исследовательского института мототехники создали не только модель 7.151. В 1988 году был представлен опытный мотоцикл для сопровождения. Он также оснастили роторным двигателем, но с увеличенным объёмом – 600 см3. Этот двигатель обеспечивал мощность в 50 л. с. К сожалению, и этот мотоцикл не был запущен в производство. Он даже не прошел испытания, так как это было нецелесообразно.


После распада Советского Союза производство роторных двигателей было прекращено, и к его возобновлению не было предпринято попыток. Что весьма прискорбно, поскольку в настоящее время ни один производитель не выпускает аналогичные машины…

Справка

«Ура́л» — мТ-12» — это советский и российский тяжёлый мотоцикл, производившийся на Ирбитском мотоциклетном заводе.

Ранее мы писали, по информации, поступившей из источников, «Урал» представил мотоцикл с коляской, стоимость которого составляет 15 000 долларов.

Фото: YouTube.com, РБК