Грузовичок Multicar из ГДР: советский аналог «Газели» 80-х
Безусловно, существовал УАЗ «Головастик», который относился к легкому классу, однако это транспортное средство имело специфический характер и выпускалось ограниченными сериями.

Нехватка аналогов современной «Газели» всегда ощущалась в Советском Союзе, однако наиболее заметной эта проблема стала в 1980-х годах. В то время самым лёгким из доступных грузовиков считался ГАЗ-52. Но его шестицилиндровый двигатель устаревшей конструкции потреблял не менее 20 литров бензина на каждые 100 километров пути, несмотря на использование топлива низкого качества.
В стране ощущалась потребность в надёжном дизельном автомобиле, отличающемся экономичностью и маневренностью, способном легко справляться с движением по тесным городским дорогам. Именно таким и оказался Multicar. О нём рассказывает редакция портала autotry.ru сегодня и расскажет.
Откуда он взялся?
В Советском Союзе производство небольших грузовиков не рассматривалось как перспективное направление. Их потребность была невелика, поэтому было решено удовлетворять её за счёт поставок из стран-союзников, таких как ГДР. Для этой страны Советский Союз являлся основным рынком сбыта, поскольку на её территории сохранилось значительное количество предприятий. Однако их модернизация проходила гораздо медленнее, чем на заводах в соседней Федеративной Республике Германия.
Компания Multicar Spezialfahrzeuge GmbH, производившая грузовики под собственной торговой маркой, столкнулась с трудностями в обеспечении поставок своей продукции на рынки западных стран. Это было обусловлено политическими факторами и недостаточной конкурентоспособностью техники. Однако для Советского Союза она оказалась вполне подходящей, а приобретение также рассматривалось как проявление братской поддержки».
Бытовало мнение, что название «Multicar» это связано с мультфильмами. По утверждению некоторых, такой «игрушечный» грузовик был разработан намеренно и активно продвигается. Однако, если обратиться к английскому переводу, выясняется, что название означает просто многоцелевой автомобиль.
Какие Multicar поставляли в СССР
Взаимодействие с компанией Multicar Spezialfahrzeuge GmbH началось в 1950-х годах. На тот период в Советский Союз начали поставлять базовые самоходные тележки. Речь идет о модели М21, которую производили с 1956 по 1964 год.
Обычно эту технику применяли на промышленных предприятиях и складских комплексах. Работать на ней было некомфортно – водитель находился в открытой кабине и управлял механизмами. Однако даже у этой упрощённой модели был экономичный дизельный двигатель, соответствующий её классу. Несмотря на небольшую мощность одноцилиндрового двигателя, всего 6 лошадиных сил, его грузоподъёмность впечатляла. «Малыш» мог транспортировать грузы весом до 2 тонн.
В Советском Союзе количество автомобилей М21 было ограничено, поскольку лишь 28 % произведенной продукции предназначалось для экспорта. В то же время, на одном производстве удавалось собирать 10 грузовиков за одну смену.
В 1964 году стартовало производство модели М22. Это был уже не самоходный тележки, а настоящий, хотя и компактный, грузовик. Впервые появилась одноместная кабина с крышей. Внутри водитель имел возможность управлять транспортным средством, поворачивая рулевое колесо.
Технические характеристики также были улучшены. Теперь Multicar комплектовались двухцилиндровыми дизельными двигателями рабочим объёмом 0,8 литра и мощностью 13 лошадиных сил. Максимальная скорость составляла 23 км/ч. Их было произведено в большем количестве, чем тележек М21, поэтому в СССР они поступили в значительных объемах. Производство данной модели было прекращено в 1974 году.
Следующий автомобиль Multicar – это М24. Это достаточно серьезный малотоннажный грузовик. Производство велось с 1974 по 1978 год. Двигатель обладал объёмом 2,0 литра и развивал мощность до 45 л. с. Несмотря на небольшие габариты, он мог транспортировать до 2,2 тонны груза, при этом его максимальная скорость составляла 50 км/ч. Кабина сохранила одноместное исполнение.
М25 – наиболее узнаваемая модель, производившаяся в Советском Союзе. Её выпуск осуществлялся с 1978 по 1992 год. Отличительной чертой внешнего вида является двухместная кабина. В настоящее время экземпляры этой модели встречаются на вторичном рынке, однако крайне редко.
Особенности Multicar М25
Данная модель производилась под маркой IFA, что является аббревиатурой от «Промышленное объединение автомобилестроения». Это была значительная компания, которая в прошлом была известна не только в ГДР, но и за ее пределами.
Подобно модели М24, новая Multicar также оснащена двухместной кабиной. Для своего времени, в 80-е годы, машина представляла собой современное и удобное транспортное средство. К примеру, водительское кресло оборудовано амортизацией, а в салоне установлен высокопроизводительный жидкостный отопитель.
Чтобы обеспечить более эффективное передвижение, Multicar М25 оснащен блокировкой дифференциала. Дизельный двигатель объемом два литра и производительностью 45 л. с. от компании IFA расположен под кабиной.
М25 имел меньшую длину по сравнению с Москвичом-412: 3,71 метра против 4,25 метра. Однако этот компактный грузовик по техническим характеристикам мог перевозить 2,3 тонны. На практике его несущая способность позволяла справляться и с более значительной нагрузкой.
Multicar изначально разрабатывался для выполнения задач городской коммунальной службы. Производитель предлагал более двух десятков различных типов навесного оборудования. Автомобиль был оснащен специальной пониженной передачей, позволяющей ему двигаться с минимальной скоростью – до 1 км/ч.
Основные версии
Multicar М25 в базовой комплектации представляет собой бортовой грузовик. Высота боковых бортoв могла быть различной – от низкой до высокой. Встречались также самосвальные модификации, предусматривавшие как боковую, так и заднюю выгрузку.
Именно эти автомобили были востребованы на вторичном рынке в 90-е годы и в начале 2000-х. Экономичный компактный дизель был лучше «Газели» практически во всех аспектах, за исключением цены и наличия запасных частей. Тем не менее, Multicar М25 выходил из строя значительно реже.
В Советском Союзе встречалась нечасто, но пользовалась спросом в ГДР Multicar М25 с вращающейся лестницей, установленной на платформе. Гидравлический привод обеспечивал работу оборудования. Оператор мог работать на высоте до 10 метров. Электрики, строители и специалисты по наружной рекламе (для размещения стендов и баннеров) в ГДР чаще всего использовали эту модификацию.
Советский Союз в основном приобретал коммунальные Multicar М25 с возможностью установки различных сменных насадок, таких как подметальные валики, плужные отвалы и устройства для распределения песка или соли.
Производились также малогабаритные модели мусоровозов, оснащенные уплотнителями для контейнеров. В Советском Союзе подобную технику не закупали, однако в Германии, в особенности в старых городах с тесными улицами, она была востребована.
Производство охватывало и варианты с цельнометаллическим или тентованным кузовом, которые использовались для транспортировки мебели или грузов. Также по индивидуальным заказам в небольших количествах собирали Multicar М25, оснащенные манипуляторами-подъемниками.
Приобрести такой грузовик в России всё ещё возможно, однако поиск экземпляра в хорошем и оригинальном состоянии представляет собой непростую задачу. Поиск ведётся, как правило, в отношении моделей IFA Multikar или, по какой-то причине, IFA W50. За автомобили, пригодные для эксплуатации, запрашивают приблизительно 200 тысяч рублей.
Справка
Multicar (Multicar Spezialfahrzeuge GmbH) оставалась единственной автомобильной компанией в бывшей ГДР, продолжавшей производство даже после воссоединения Германии.
Ранее мы рассказывали про грузовики ГАЗ, ЗиЛ и «Урал».
Фото: ru.wikipedia.org