Советский ЗИС-112: спортивный «циклоп».

Автомобиль ЗИС-112 поражал своей внешностью, вдохновленной концептуальным автомобилем General Motors LeSabre. Внутреннее устройство машины, однако, не всегда совпадало с эффектным дизайном.
Детище Валентина Росткова
Начало истории советских спортивных автомобилей относится к периоду перед Великой Отечественной войной. В 1939 году на базе ЗИС-101 появился двухместный кабриолет ЗИС-101А «Спорт». Согласно официальным данным, этот автомобиль мог разгоняться до 163 км/ч. Гонки ему не были суждены — авто представили как выставочный образец.

ЗИС-101А «Спорт»
Война прервала работу советских конструкторов над спортивными автомобилями. Разработка в этом направлении возобновилась лишь в конце 1940-х годов. Настоящий прорыв совершил ГАЗ-СГ1, известный как «Победа-Спорт». Его выход подвиг сотрудников ЗИСа на создание собственного спорткара — модели ЗИС-112.
На базе представительского ЗИС-110 в 1951 году перед публикой был представлен автомобиль. За дизайн и компоновку отвечал опытный конструктор Валентин Ростков, соавтор довоенного «Спорта».

Концепт-кар GM LeSabre, 1951 год
Ростков, не ограниченный в творчестве, воплотил свои видения спорткаров, черпая вдохновение из американского автомобиля GM LeSabre, получившего прозвище «автомобиль-мечта» на родине. Вследствие необычного дизайна ЗИС-112 внутри предприятия называли «одноглазкой», а затем появилось ещё одно прозвище — «циклоп».
Интересно ещё и то: ЗИС-112 изначально создавали как полноценный гоночный автомобиль, а не макет. Вначале «циклопа» оснастили серийным двигателем от модели «сто десятой», но быстро обнаружилась проблема: 140 лошадиных сил для автомобиля, вес которого приближался к трем тоннам, оказались явно недостаточными. Тогда решили установить экспериментальный мотор, разработанный конструктором Василием Родионовым.

Это был восьмицилиндровый двигатель объемом шесть литров. Вначале силовой агрегат комплектовался двумя карбюраторами МКЗ-ЛЗ, но затем их число увеличили до четырех. Экспериментальный двигатель получил ряд инновационных решений: выпускные клапаны располагались снизу, а впускные — наверху. Причем диаметр верхних клапанов был увеличен. Благодаря такому решению блок цилиндров оставался без изменений. Кроме этого, мотор получил масляный радиатор и два маслонасоса. Силовой агрегат мощностью 182 л. с. позволял машине разгоняться до скорости 200 км/ч.
После определенного времени конструкторы сократили длину «циклопа», сделав машину легче на несколько центнеров. Такая модификация позволила ей разгоняться до 210 км/ч.
Мимо пьедестала
Эта машина длиной 5,92 метра предназначалась для участия в гонках. Стоит отметить, что гонки тогда были весьма своеобразными: проходили не по специально сооружённым трассам, а по обычным междугородним шоссе, например, на автодороге Москва–Минск. Трасса гонки измеряла от 100 до 300 километров без резких и крутых поворотов, поэтому от гоночных автомобилей не требовалась маневренность. Главное — большая мощность мотора, скорость и объем топливного бака. Критериям «циклопа» соответствовал во всех пунктах. Даже тот факт, что он расходовал 35 литров на сотню километров пробега, не имел решающего значения, поскольку его топливный бак вмещал 220 литров бензина.

Изменения в длине и установка пары карбюраторов произошли после участия автомобиля в гонках. Соревнования продемонстрировали, что машина не могла конкурировать с соперниками на равных. Несмотря на метаморфозы, остались некоторые проблемы. Самой существенной являлся герметичный обтекаемый колпак, из-за чего водителю в кабине было тяжело дышать.

ЗИС-112 на улицах Москвы
Попытки инженеров довести спорткар до побед в соревнованиях успеха не имели. После модернизаций 1955 года стало ясно, что ЗИС-112 невозможно адаптировать для спортивных гонок. К тому же гонки перешли на специальную трассу в Минске из двух участков шоссе, соединенных поперечными дорогами. Машинам теперь требовалась не только мощность, но и маневренность. Это окончательно похоронило проект ЗИС-112.
В 1956 году ЗИЛ-112/2 сменил своего предшественника, совпав со сменой названия ЗИСа на ЗиЛ. Пришло время новых моделей.