Советский спортивный автомобиль с полным приводом, основанный на «Таврии»

В семидесятых и восьмидесятых годах советские автомобили всё чаще участвовали в международных автогоночных соревнованиях. НиваМашина произвела эффект на ралли-рейде «Париж-Дакар», а после отправилась в Африку в спортивном варианте. ВАЗ-2108Но существовали еще герои, о которых ныне помнят немногие.

Техническая самодеятельность

Успех советских машин на гоночной арене побудил специалистов НАМИ создать собственное детище. В качестве исходника выбрали «Таврию». ЗАЗ-1102Отвечая на вопрос о выборе именно этой модели, удаленной от понятий «мощность» и «спорт», легкость несложна. Дело в том, что ни техническое оснащение, ни внешний вид не играли роли. Создателям нужен был простой хэтчбек, до которого еще не добрались другие специалисты. В результате от «Таврии» остались, так сказать, только ветровое стекло с рамой и элементы дверей с проемами.

В НАМИ не существовало отдельного спортивного подразделения. Инженеры и конструкторы клуба самодеятельного технического творчества, возглавляемого Игорем Панасенко, разрабатывали новый автомобиль во внерабочее время. Из-за неофициальности проекта специалисты полагались только на отечественные детали, в отличие от «Нив», которые часто модернизировались с помощью импортных узлов и агрегатов. Таким образом, проект «Апельсин» являлся более оригинальным и самобытным детищем.

Кузов «Таврии» претерпел существенные изменения: сняли переднюю и заднюю части. Центральную секцию установили на пространственную полунесущую раму, дополнив ее интегрированным каркасом безопасности. Отсеченную корму переделали в пластиковый капот, а переднюю часть полностью заменили с помощью специальной матрицы.

Автомобиль «Апельсин», получивший свое название из-за яркого оранжевого кузова, был оснащен модернизированным двигателем ВАЗ объемом 1,6 литра мощностью 127 лошадиных сил. Такая отдача была достигнута благодаря турбонаддуву. Существовала также экспериментальная версия мотора с отдачей в 140 лошадиных сил, однако её довести до ума так и не удалось.

НАМИ-0290Машина оснащена независимой подвеской всех колес. Верхние опоры стоек крепились при помощи специальных планшайб. Это решение позволяло регулировать наклон стоек. Благодаря этому углы установки колес могли быть различными, в зависимости от дорожной поверхности и шин.

«Апельсин» предстояло блестящее будущее: советский автомобиль мог выступать на международных гонках, так как отвечал стандартам Международной федерации автоспорта. Впервые его участие состоялось в кроссе подмосковного Дмитрова, где НАМИ-0290 одержала победу.

После официального дебюта в 1989 году в Набережных Челнах автомобиль мгновенно стал популярным. Журналисты, и советские, и иностранные, например, чешские, писали о нём. Но для активного продвижения машины, инвестиций требовалось специальное подразделение, а не конструкторы с инженерами. Однако на «Апельсине» поставили крест. СССР находился на грани развала, поэтому о развитии и поддержке автоспорта тогда, если и думали, то в последнюю очередь. В 1991 году прототип НАМИ-0290 утилизировали…

Вторая попытка

На исходе существования СССР страна готовилась к переменам. В период ожидания неизведанного лаборатория НАМИ выпустила обновлённую версию модели «Апельсин».

Машину с индексом НАМИ-0300 разрабатывали прежде другие инженеры. Задача новой команды заключалась в участии в кроссах, поэтому автомобиль доводился до стандартов категории Т3 по классификации Международной федерации автоспорта.

Конструкторы не стали изобретать велосипед, а решили довести до ума первый «Апельсин», устранив его недостатки, особенно касающиеся экстерьера. Наружные панели сделали из стеклопластика, улучшив аэродинамику. Затем занялись передней осью: задача — снизить её загрузку для улучшения устойчивости и управляемости, а также качественного обдува радиаторов систем охлаждения.

Новые проблемы возникли из-за установки на «Апельсин-2» нового четырёхцилиндрового силового агрегата ЗМЗ-406.10 объемом 2,3 литра. Этот двигатель впоследствии установили под капотом «Волги». ГАЗ-3110.

Двигатель подвергли тюнингу, повысив мощность до 180 лошадиных сил без использования турбонаддува. Система газораспределения также была улучшена, что позволило двигателю ЗМЗ-406.10 работать на максимальных оборотах до восьми тысяч в минуту. Благодаря этим модернизациям машина способна развивать скорость до 210 километров в час и разгоняться до сотни за девять с небольшим секунд.

Создатели хотели улучшить мотор: говорили о двухсот двадцать или двухсот сорока «лошадках» у атмосферника. Рассматривали и турбированный вариант, где предполагались фантастические цифры – до трёхсот пятидесяти лошадиных сил.

Подвеска второго поколения оставалась прежней, как и у первого. Но даже здесь не обошлось без заимствований из-за границы — в «Апельсине-2» установили газонаполненные амортизаторы фирмы Bilstein.

Работа выполнена также над полным приводом. В межосевом дифференциале теперь есть вискомуфта, блокируемая водителем в нужных случаях.

«Апельсин-2» стал достойным автомобилем, но судьба его оказалась печальной. В Ялте во время ралли экипаж НАМИ-0300 потерял управление и вылетел с дороги на горе Ай-Петри. Машина врезалась в деревья и восстановлению не подлежала. Это стало концом истории советских «Апельсинов». Жалко, что машины с огромным для своего времени потенциалом так и не смогли его реализовать.