Советский спортивный автомобиль на базе «Таврии» с полным приводом

В семидесятых и восьмидесятых годах машины из Советского Союза всё чаще участвовали в международных соревнованиях по автоспорту. НиваМодель вызвала ажиотаж на ралли-рейде «Париж-Дакар», после чего её спортивный вариант посетил Африку. ВАЗ-2108Кроме того, существовали еще герои, о которых сегодня мало кто помнит: автомобили НАМИ-0290 и НАМИ-0300, получившие прозвище «Апельсины».
Техническая самодеятельность
Успех советских автомобилей на трассе заставил специалистов НАМИ разработать собственное детище. В качестве основы взяли… «Таврию». ЗАЗ-1102Ответ на вопрос о выборе именно этой модели, отдаленной от понятий «мощность» и «спорт», очевиден.
В этом случае не имели значения ни технические характеристики, ни внешность. Создателям был нужен простой хэтчбек, недоступный другим специалистам. В итоге от «Таврии» остались лишь ветровое стекло с рамой и элементы дверей с проемами.

В НАМИ не существовало отдельного спортивного направления. Инженеры и конструкторы клуба самодеятельного технического творчества под руководством Игоря Панасенко занимались разработкой нового автомобиля в свободное от работы время. Из-за неофициальности проекта им приходилось полагаться на отечественные детали, тогда как аналогичные автомобили «Нива» модернизировали иностранными узлами и агрегатами. Именно поэтому проект «Апельсин» являлся более интересным и оригинальным детищем.
Кузов «Таврии» подвергся существенным изменениям. С него сняли передний и задний обводы. Центральную часть установили на пространственную полунесущую раму, дополнив её интегрированным каркасом безопасности. Отпиленную корму переоборудовали в пластиковый капот, а переднюю часть создали заново с помощью специальной матрицы.

Ярко-оранжевый автомобиль «Апельсин», получивший такое название из-за цвета кузова, был оборудован модернизированным ВАЗовским двигателем объемом 1,6 литра мощностью 127 лошадиных сил. Турбонаддув позволил достичь такой отдачи. Существовала и экспериментальная версия мотора, которая выдавало 140 л. с., но ее довести до ума так и не удалось.
НАМИ-0290 Получил независимую подвеску всех колес. Верхние опоры стоек крепились специальными планшайбами, что позволяло изменять наклон стоек. В результате углы установки колес могли быть различны, в зависимости от дорожного покрытия и шин.

Казалось, «Апельсин» ожидал светлое будущее. Советский автомобиль мог выступать в зарубежных гонках, так как соответствовал требованиям Международной федерации автоспорта. Сначала НАМИ-0290 приняла участие в кроссе подмосковном Дмитрове и выиграла эту гонку.
После официального дебюта в 1989 году в Набережных Челнах автомобиль моментально стал популярным. Журналисты, как советские, так и иностранные, например, чешские, писали о нём. Однако требовалось активно продвигать машину, вкладывать деньги. Этим должны были заниматься специалисты, а не конструкторы с инженерами. В СССР поставили крест на «Апельсине». Страна находилась на грани развала, поэтому о развитии и поддержке автоспорта тогда, если и думали, то в последнюю очередь. В 1991 году прототип НАМИ-0290 утилизировали.
Вторая попытка
До распада Советского Союза осталось мало времени. Страна пребывала в предчувствии перемен, но именно в эти смутные времена лаборатория спортивных и гоночных автомобилей НАМИ выпустила второе поколение «Апельсина».
Специалисты разрабатывали эту машину с индексом НАМИ-0300 для участия в кроссах, доводя её до требований категории Т3 согласно классификации Международной федерации.
Конструкторы не стали изобретать велосипед, решив довести до ума первый «Апельсин», устранив его недостатки. Особое внимание уделялось экстерьеру: наружные панели сделали из стеклопластика для улучшения аэродинамики. Затем переключились на переднюю ось: задача состояла в снижении нагрузки для повышения устойчивости и управляемости, а также качественного обдува радиаторов систем охлаждения.

Необходимо было решать эти проблемы из-за нового четырёхцилиндрового силового агрегата ЗМЗ-406.10 объемом 2,3 литра у «Апельсина-2». Этот двигатель позже был установлен под капотом «Волги». ГАЗ-3110.
Мощность силового агрегата повысили до 180 лошадиных сил без использования турбонаддува. Система газораспределения также была улучшена, что позволило двигателю ЗМЗ-406.10 достигать восьми тысяч оборотов в минуту. Благодаря этим изменениям автомобиль мог разгоняться до 210 км/ч и набирал сотню за девять с небольшим секунд.
Создатели мечтали о более мощных версиях мотора: речь шла о 220-240 лошадиных силах у атмосферного варианта. Рассматривался и турбированный вариант, где мощность могла достигать даже фантастических 350 л. с.

Подвеска второго поколения повторила конструкцию первого, но в «Апельсин-2» поставили газонаполненные амортизаторы Bilstein.
Также была разработана полноприводная трансмиссия. Межосевой дифференциал получил вискомуфту, блокировку которой водитель мог активировать по необходимости.
«Апельсин-2» получился достойным автомобилем, но постигла его печальная судьба. Во время ралли в Ялте экипаж НАМИ-0300 потерял управление и сошел с серпантина горы Ай-Петри. Машина упала на деревья и восстановлению не подлежала. История советских «Апельсинов» завершилась здесь же. Обидно, что машины с мощным потенциалом для своего времени так и не смогли его реализовать.