В 2025 году советские мотоциклы вернутся в производство, предлагая доступный и надежный транспорт
Мечты нередко требуют значительных затрат. А сказки из Китая не всегда соответствуют желаниям людей, находящихся в трудной ситуации.

Автопортал autotry.ru сегодня обратил внимание на альтернативный вариант – мотоциклы, выпущенные в Советском Союзе. К счастью, их ещё довольно много на рынке. Часто мотоциклы в хорошем состоянии вызывают больший интерес, чем мотоциклы Harley-Davidson. Это, в конечном счёте, воспоминания из детства и юности, ностальгия по прошлому.
Причины популярности
Под советскими мотоциклами подразумевается широкий спектр мототехники. Это включает в себя от простых мопедов до мощных мотоциклов с оппозитным двигателем и колясками, выпускавшихся или реализовывавшихся на территории Советского Союза.
Главная причина востребованности очевидна – доступная цена. В большинстве случаев, мотоцикл советского периода, вне зависимости от его класса, можно купить в среднем за 150 тысяч рублей.
Вторым фактором является ностальгия по юности. Для многих советские мотоциклы служат порталом в прошлое, когда мир казался более ярким и беззаботным.
Для некоторых людей ремонт техники, её восстановление или модификация – занятие вполне увлекательное. Более того, может показаться, что вернуть переделанный, например, «уколхоженный» ИЖ к заводскому состоянию – задача простая и экономичная. Однако на деле это оказывается не так.
Перепродажа советских мотоциклов может принести неплохой доход. Однако, если их разбирать на запчасти и организовать хранение на складе, то можно получить прибыль в 5-10 раз превышающую первоначальные инвестиции.
Мопеды
Начнём с малокубатурной техники. Речь идёт о советских мопедах и мокиках, которые в настоящий момент не пользуются значительным спросом в России. Вероятно, ещё не наступило подходящее время, или же их мощности недостаточно для перевозки бывших подростков, ныне взрослых мужчин, которым нередко уже за сорок лет.
Мопеды производили во Львове и Риге. Рижские модели пользовались большей репутацией, однако их количество на рынке было значительно меньше, поскольку производственные мощности в Латвии уступали львовским. Цена на мопеды и мокики, независимо от производителя, составляла приблизительно 200 рублей. Такая стоимость была актуальна для моделей без педалей.
Приобрести мотоциклы «Рига» или «Карпаты» в неплохом состоянии сегодня можно примерно за 30 тысяч рублей. Зачастую на них устанавливают китайские поршневые группы, а в некоторых случаях даже заменяют двигатель на четырёхтактный. Встречаются также экземпляры, оснащённые японскими двигателями.
Приобретение советского мопеда в 2025 году – это, скорее, возможность осуществить давнюю детскую мечту, завершить важное дело. Поскольку их оригинальные двигатели обычно обеспечивают мощность около 2,2 лошадиных сил, даже одному райдеру с весом свыше 80 килограммов передвигаться на таком транспортном средстве непросто. Подъем в гору может оказаться невозможным.
Мотороллеры
В Советском Союзе выпускали технику, заслуживающую гораздо большего внимания. Речь идет о мотороллерах, которые не были малокубатурными. Их производство осуществлялось на двух предприятиях – в Туле и Вятских Полянах. Фактически, эта техника представляла собой копии итальянских моделей, известных во всем мире.
В Советском Союзе мотороллеры не получили широкого распространения. Горожане в основном стремились приобрести автомобили, а в сельской местности небольшие колёса и значительный вес представлялись скорее препятствием. Стоимость мотороллеров в СССР составляла приблизительно 300 рублей. В настоящее время цена на качественный экземпляр начинается с 120 тысяч рублей. За мотороллеры в отличном состоянии запрашивают в три раза большую сумму.
Что касается объёма двигателей, то у «Вятки» он около 150, а у «Тулы» – объем двигателя – от 49 до 200 см3. Мощность варьируется от 7 до 12 лошадиных сил. Данная техника вполне справляется с буксировкой райдера массой около 100 кг, хотя и оснащена двухтактным двигателем, что сопровождается характерным дымом и запахом.
Малокубатурные мотоциклы
Любителям настоящих мотоциклов в Советском Союзе были доступны « Мински» и «Восходы». В настоящее время эти мотоциклы также можно приобрести. В советское время приобретали малокубатурные мотоциклы, поскольку они стоили недорого.
«Автомобили «Минск» пользовались уважением благодаря своей надёжности и экономичности. С «Восход» требовалось немного больше усилий для настройки, что под силу было не каждому. Однако, если настройка была выполнена успешно, объём в 200 см3 значительно превосходил показатели «минских» моделей, которые имели объём 125 см3.
Хотя лёгкие мотоциклы предназначались для дорог, их нередко приобретали для езды по лесным дорогам и полевым тропам. Небольшой вес позволял им с лёгкостью преодолевать грязь. При необходимости мотоцикл можно было относительно просто перенести на себе.
«В эпоху СССР цена на мотороллер «Минск» составляла 330 рублей. В настоящее время за модель 3.112, например, в хорошем состоянии, просят приблизительно 75 тысяч рублей. Стоимость «Восходов» сопоставима. А в Советском Союзе он был дороже – около 420 рублей. Это объясняется тем, что техника оснащалась более мощным двигателем.
Райдерам, вес которых не превышает 80 кг, можно рекомендовать к приобретению лёгкий советский мотоцикл. В противном случае не стоит рассчитывать на высокую динамику.
Среднекубатурная техника
Производство данных мотоциклов в Советском Союзе осуществлялось исключительно на Ижевском заводе Иж, который прославился «Планетами» и «Юпитерами». Первые одно, вторые двухцилиндровые.
Стоимость на вторичном рынке формируется на одном уровне и определяется наличием или отсутствием коляски, а также общим состоянием. В большинстве случаев «одиночки» можно приобрести от 50 тысяч рублей, а варианты с прицепом – около 100 тысяч. Это актуально для экземпляров, находящихся в хорошем состоянии. Однако, иногда цена не связана с наличием или отсутствием коляски.
В Советском Союзе за подобные истории брали примерно 700 рублей. За детскую коляску дополнительно требовали около 300 рублей.
В 2025 году одним из главных достоинств ИЖ является его широкая доступность. Кроме того, двигатели объемом 350 кубических сантиметров обладают достаточной мощностью для перевозки двух или даже трех пассажиров.
«Юпитеры» как правило обладают большей мощностью, превышая её на 3-5 «лошадиных сил». Например, двигатель в модели Планета 5 развивает 22 л. с. Одноцилиндровая компоновка делает последнюю версию более надёжной и удобной в использовании.
На рынке можно встретить мотоциклы Иж Планета Спорт и Jawa. Модели Иж – это практически уникальный экземпляр, найти комплектующие для них затруднительно. Jawa отличаются большей надёжностью, однако их стоимость вдвое превышает цены на «Планету» и «Юпитер».
Рекомендуется к приобретению, однако следует учитывать ограничения по нагрузке.
Тяжёлые модели
Таких в СССР было две – «Урал» и «Днепр». Они имеют военизированный внешний вид, оснащены четырёхтактными двигателями с противоположным расположением цилиндров и всегда поставляются с колясками. Стоимость таких мотоциклов сопоставима с ценами на модели ИЖ. Однако «Уралы» обычно стоят дороже, что обусловлено тем, что ИМЗ продолжает работать по своей основной специализации. В Советском Союзе за них запрашивали от 1300 до 1600 рублей, при этом «Днепр» стоил дороже.
Несмотря на возможность транспортировки тяжелых грузов, таких как булыжники, в коляске, эти устройства склонны к частым поломкам. Они нуждаются в регулярной проверке и обслуживании квалифицированным специалистом. Однако, стоит отметить наличие двигателей объемом 650 кубических сантиметров, обеспечивающих мощность до 36 лошадиных сил.
Несмотря на доступную цену, советские мотоциклы обладают и другими преимуществами. Они позволяют освоить принципы работы техники и дарят уверенность в проведении ремонта своими руками. Эта особенность объясняет, почему мотоциклы советского производства остаются востребованными и сегодня.
Справка
Мопе́д — это простой двух- или трёхколёсный транспорт, на который дорожная полиция не накладывает таких же строгих требований, как к мотоциклам.
Моторо́ллер (мопед (от немецкого motorroller) или скутер (от английского to scoot — быстро двигаться) — это вид мотоцикла с более комфортной посадкой.
Ранее мы писали, несмотря на распространенное мнение, современные мотоциклы байкерского типа производятся в России и выпускаются серийно.
Фото: YouTube, pinterest.com