Составляющие топлива для болидов Формулы-1

Тандем: что заливают в болиды F1

На соревнованиях с использованием топлива и масел Shell всегда работает передвижная лаборатория.
Работа технических специалистов из «сопутствующих дисциплин» в гоночных командах незаметна для большинства, но вклад их трудно переоценить. Поэтому здесь ценится многолетнее сотрудничество, как например, между компаниями Shell и Ferrari, начавшееся ещё в 1930-е годы. В первых серийных автомобилях Ferrari использовались топливо и смазочные материалы Shell. В 1950 году, с началом чемпионата мира «Формулы-1», сотрудничество приобрело новую значимость. В 1951 году Хосе Фройлан Гонсалес на Ferrari 375 победил в Гран-при Великобритании, прервав гегемонию Alfa Romeo. А в следующем году Альберто Аскари на Ferrari 500 завоевал титул чемпиона мира. С тех пор технический регламент «Формулы-1» менялся восемь раз, и разработчикам Shell каждый раз приходилось серьёзно адаптировать топливо и смазочные материалы к новым агрегатам. Это не считая постоянной работы по оптимизации продуктов. Может показаться, что для Shell работа в «Формуле-1» — чисто маркетинговый ход. Но в Shell с таким мнением не согласны. Здесь уверены, что продукты, произведенные для гонок и испытаны в самых жестких условиях, являются близкими к коммерческим. Это обусловлено техническими требованиями Международной автомобильной федерации, гласящими, что гоночное топливо должно состоять из тех же компонентов, что входят в состав коммерческого топлива. Перед началом сезона технические комиссары FIA получают от команд образцы топлива. Менять его нельзя, и образцы, которые представители FIA берут из баков болидов на каждом Гран-при, должны в точности соответствовать заявленным. Поэтому инженеры Shell постоянно тестируют топливо на соответствие контрольным образцам. Обнаруженное несоответствие однозначно приведет к дисквалификации команды.

Хроматограф позволяет выяснить, соответствует ли применяемое топливо стандарту.
В мобильных лабораториях Shell на трассах, где проходят гонки Ferrari, сравнивают контрольные и реальные образцы топлива. Маленькая порция топлива помещается в трубку с гелием, которая отправляется в хроматограф с специальным составом. Различные компоненты топлива движутся по трубке с разной скоростью из-за своих свойств. Исследователи получают полную картину состава топлива, накладывая графики хроматографического анализа на эталонные данные сертифицированного FIA топлива. Если пики совпадают, образцы идентичны. Инженеры Shell берут образцы топлива не только из баков автомобилей, но и других частей топливной системы, проводя до 40 анализов за гоночный уикенд. Анализ проб масла помогает оценить состояние двигателя и коробки передач. При помощи спектрометра они определяют наличие в масле частиц алюминия, меди или железа, что позволяет диагностировать износ агрегатов и отдельных узлов. Цвет вспышек на спектрометре указывает на конкретный металл, а частота — его концентрацию. Анализ очень точный: даже одна частица железа из миллиона будет обнаружена. После анализа мотористы Ferrari и инженеры Shell ведут диалог. Например, они предупреждают о повышенном содержании меди в образцах масла двигателя Феттеля. Такая информация помогает инженерам Ferrari принять решение об использовании этого двигателя на гонке.

