Соревнования по ралли в Японии, Ирландии и Великобритании – ценные для участников события.

Ралли Японии, Ирландии и Великобритании – бесценны.

Результат каждого из трех последних этапов чемпионата мира по ралли демонстрировал свою значимость. Драматизм и напряжение на финишной прямой сезона были огромны!

WRC. Себастьян Леб и Даниель Элена

© Фото: 5 колесо

WRC. Команда BP-Ford

© Фото: 5 колесо

Перед ралли «Япония» положение было напряжённым: Маркусу Гронхольму необходимо было победить Себастьяна Леба. Леб понимал, что проигрыш в Японии может лишить его шансов на чемпионский титул. Пилот Citroen, скорее всего, не ожидал, что шанс появится уже в первый день гонки. Яри-Матти Латвала из команды Stobart возглавил ралли, но едва Маркус Гронхольм перехватил лидерство, как произошел инцидент. «Во время ознакомления мы немного изменили прошлогоднюю стенограмму спецучастка: до этого я не проходил тот поворот на высокой скорости, — рассказывал Маркус. — Я ошибся, задел соломенные брикеты на краю дороги, и машину выбросило в кювет на пни». Экипаж потерял около минуты, вернулся на трассу, но на Ford был повреждён каркас безопасности, и судьи запретили дальнейшее выступление. Это было лишь начало цепи сходов.

В Subaru чувствовалось отчаяние: Крис Аткинсон утверждал, что его автомобиль не управляемый, и Ксавье Понс с ним соглашался. Петтер Солберг, единственный кто проявил вежливость, заявил, что счастлив выступать в Японии на японском автомобиле. Но сразу после этого заявления Петтер съехал с дороги и выбыл из гонки. Чуть позже такое же произошло с Крисом Аткинсоном.

Микко Хирвонена возглавлял ралли, Леб занимал второе место. После окончания первого дня Себастьян отметил, что это хорошая позиция, особенно учитывая вылет Гронхольма. Восьми очков ему вполне хватило бы. Но трехкратный чемпион мира явно нервничал. «Мы ехали сразу за Лебом и всегда могли контролировать ситуацию, — говорил штурман Хирвонена. — Он ехал в непривычной манере и непонятном ритме. А потом, в одном из поворотов, мы увидели его машину в кювете». Штурман Себастьяна, Даниель Элена признался: «Это была моя ошибка. Первый раз в карьере я допустил ошибку при чтении стенограммы. Во время ознакомления мы определили этот поворот как отрицательный, а после аварии Себастьян сказал, что я продиктовал «100 — плюс». Я признаю, что прочитал неправильно». В двух километрах от Леба в кювете оказался Латвала. Теперь в ралли «Япония» правили «экипажи №2»: лидировал Хирвонен, далее — Дани Сордо и Хеннинг Солберг.

WRC. Микко Хирвонен

© Фото: 5 колесо

WRC. Хеннинг Солберг на ралли «Япония»

© Фото: 5 колесо

Заключительный день складывался предсказуемо. Леб и Латвала стартовали по системе SupeRally, Хирвонен лидировал, сохраняя расстояние до Сордо. Но снова «отличился» Леб: двигатель его Citroen отказал на финише предпоследнего спецучастка. Микко Хирвонен отпраздновал в Японии вторую победу в сезоне.

«На этом ралли важна уверенность гонщика в своей машине и ничего более. Неважно, какая трасса — сухая или мокрая», — сказал о ралли «Ирландия» Крис Аткинсон, единственный из заводских пилотов, имевший здесь опыт выступлений. Аткинсон также отметил, что «в любом случае будет интересно».

Начало оказалось неожиданным: по пути на первый спецучасток у Леба протек резервуар амортизатора. Себастьян рассказывал, что штурман шутил, будто вечером придется отправляться домой.
Тем не менее, на СУ-2 он был самым быстрым, а на следующем участке возглавил ралли. Что касается Гронхольма… Маркус относится к магии чисел? С цифрой 4 у него точно не все в порядке. В Японии авария на четвертом спецучастке. И вот СУ-4 ралли «Ирландия», широкий длинный «прямик» заканчивающийся поворотом. В зоне торможения Гронхольм теряет контроль, машина летит боком метров 20 и врезается в отбойник. Спецучасток остановлен, автомобиль скорой помощи доставляет экипаж в госпиталь.

После аварии Гронхольма Микко Хирвонен стал единственным защитником интересов команды. Шестое место на ралли «Ирландия» давало BP-Ford титул чемпиона в Зачете изготовителей. Леб говорил лишь о финише, а Хирвонен признавал, что ситуация с шестым местом ему не по характеру, но командные интересы главнее всего. Пока Микко занимал четвертое место.

WRC. Яри-Матти Латвала

© Фото: 5 колесо

Форд Фокус РС ВРЦ норвежского пилота Андреаса Миккельсена.

© Фото: 5 колесо

Ford и Citroen решали тактические задачи, а остальные сражались до последнего. Петтер Солберг ориентировался на результаты Хирвонена, но пятое место его не удовлетворяло. В то же время Хеннинг Солберг преследовал брата, но соперничество завершилось на седьмом спецучастке, когда Хеннинг не попал в поворот и его Ford вылетел с дороги, застряв между деревьями.

Смирив гордыню Хеннинга, судьба благосклонна к лидерам: Даниель Сордо сохранил вторую позицию, а Яри-Матти Латвала — третье место, которое и занял в финале гонки. Поздравляем с первым подиумом, Яри-Матти! Команда BP-Ford на ралли «Ирландия» досрочно завоевала чемпионский титул. Вопрос о личном чемпионстве остался открытым до гонки в Великобритании. Но Леб теперь опережал Гронхольма на шесть очков.


В финальном раунде ожидалось всё: дождь, грязь на трассе, туман и тактические действия участников. Микко Хирвонен, которому больше не было ничего терять, начал атаку, а Себастьян без особого волнения скоро отдал вторую позицию Маркусу Гронхольму. «Это то, что нам нужно, если допустить, что Себ допустит ошибку и не финиширует», — думал Маркус о возможном исходе событий.

WRC. Микко Хирвонен

© Фото: 5 колесо

Последний спецучасток первого дня проходил в темноте. Ночная гонка, сильный дождь и туман напоминали старые RAC Rally. Удивительно: современные машины показали неожиданную уязвимость – неработающие фары, сломавшиеся стеклоочистители, системы обогрева и вентиляции не справлялись с конденсатом. У Хеннинга Солберга лобовое стекло так запотело, что он завершил гонку. Яри-Матти Латвала из-за поломки стеклоочистителей попал в канаву, но затем стал героем ралли, победив на 9 из 17 спецучастков. Себастьян Леб спокойно финишировал третьим, став чемпионом мира в четвертый раз подряд, как и Томми Мякинен и Юха Канккунен.

PCWRC

WRC. Микко Хирвонен и Яармо Лехтинен

© Фото: 5 колесо

Габриэль Поззо одержал победу в категории на ралли «Япония», после чего на чемпионский титул претендовали Габриэль Поззо, Марк Хиггинс и Тоши Араи, причём Араи не должен был выступать на двух последних этапах. Чемпион мог вполне определиться в Ирландии: лидировал Нил Макши, второе место занимал Арминдо Ароджо, а Поззо был только третьим — расклад в пользу Араи. Но в конце гонки Ароджо переворачивает автомобиль, и Поззо получает ещё один шанс — для завоевания чемпионского титула ему была необходима победа на заключительном этапе. К сожалению, этот шанс он не использовал, вылетев с дороги в первый же день ралли «Великобритания». В результате Кубок Production Car World Championship вновь уехал в Японию.

Последний раз

WRC. Сход Гронхольма в Ирландии

© Фото: 5 колесо

Словосочетание часто повторялось на ралли «Великобритания». Завершающий этап чемпионата мира по ралли-2007 стал последним для компании BF-Goodrich в WRC — с 2008 по 2010 годы эксклюзивным поставщиком шин для полноприводных машин станет компания Pirelli. Со следующего года запрещено будет использование антипрокольных муссов EMI и, скорее всего, ручная нарезка протекторов. В последний раз на этапе чемпионата мира стартовал Маркус Гронхольм с штурманом Тимо Раутиайненом, а Ги Фрекелен руководил командой Citroen Sport в последний раз. Оливье Кеснель станет приемником Фрекелена в следующем сезоне, а вот напарник Микко Хирвонена BP-Ford пока не определён. Малколм Уилсон, шеф команды, заявил: «Сейчас мы подбираем достойную кандидатуру. Как Гронхольмов и Лебов в магазинах не покупают…». В следующем сезоне не будет участвовать команда OMV Kronos Citroen WRT. Сам чемпионат мира пройдет в 15 этапов и стартует 24 января в Монте-Карло.

Гронхольм о ралли

WRC. Маркус Гронхольм

© Фото: 5 колесо

Мы никогда не забудем нашу неудачу на ралли «Ирландия»! Дорога казалась идеальной, но оказалось очень скользкой – словно лед. Мне трудно было повернуть машину, и мы врезались в ограждение бортом. Выйдя из машины, я сразу почувствовал себя плохо. Психологически это не травмировало меня – каждый участник ралли может столкнуться с такой ситуацией. До официального приема, устроенного командой перед последним этапом чемпионата, меня не беспокоил тот факт, что «Великобритания» станет моим последним ралли. Лишь на этом мероприятии я отчетливо понял, что моя карьера подходит к концу. Конечно, никогда не забуду двенадцать побед, которых мы с Тимом добились за два года работы с командой Ford. Но все больше думаю, что аварии на ралли «Япония» и «Ирландия» были не просто неприятностями, а серьезными ошибками. И мне нужно извиниться перед командой за то, что не сумел завоевать для неё титул чемпиона в зачёте пилотов.

Не буду ли мне по-прежнему нравиться атмосфера ралли? Тимо поделился чувством облегчения от того, что в его жизни не будет больше подобных «Великобритании» — с туманом, дождем и грязью. Ему не понадобится тщательно составлять и безошибочно читать стенограмму, проверять промежуточные результаты на спецучастках. Возможно, я с ним согласен.

Результаты 7-го Rally Japan

Микко Хирвонен, Яармо Лехтинен
(Финляндия, Ford Focus RS WRC)
3 ч. 23 мин. 57,6 с.
Даниель Сордо, Марк Марти
(Испания, Citroen C4 WRC)
3 ч. 24 мин. 35,0 с.
Хеннинг Солберг, Като Менкеруд
(Норвегия, Ford Focus RS WRC)
3 ч. 28 мин. 31,3 с.
Мэттью Уилсон, Майкл Орр
(Великобритания, Ford Focus RS WRC)
3 ч. 30 мин. 35,5 с.
Луис Перес Компанк и Хосе Мария Волта.
(Аргентина, Ford Focus RS WRC)
3 ч. 30 мин. 35,5 с.
Манфред Штоль, Илка Минор
(Австрия, Citroen Xsara WRC)
3 ч. 31 мин. 01,9 с.
Виллагра Федерико, Диаз Хосе Луис.
(Аргентина, Ford Focus RS WRC)
3 ч. 35 мин. 12,9 с.
Катсухико Тагучи, Марк Стеси
(Япония, Австралия, Mitsubishi Lancer Evo IX)
3 ч. 44 мин. 37,7 с

Результаты 3-го Rally Ireland

Себастьян Леб, Даниель Элена
(Франция, Монако, Citroen C4 WRC)
3 ч. 01 мин. 39,2 с.
Даниель Сордо, Марк Марти
(Испания, Citroen C4 WRC)
3 ч. 02 мин. 32,6 с.
Яри-Матти Латвала, Микка Анттила
(Финляндия, Ford Focus RS WRC)
3 ч. 03 мин. 27,4 с.
Микко Хирвонен, Яармо Лехтинен
(Финляндия, Ford Focus RS WRC)
3 ч. 03 мин. 56,9 с.
Петтер Солберг, Филип Миллс
(Норвегия, Великобритания, Subaru Impreza WRC)
3 ч. 04 мин. 35,0 с.
Гай Уилкс, Фил Паг
(Великобритания, Subaru Impreza WRC)
3 ч. 07 мин. 37,1 с.
Мэттью Уилсон, Майкл Орр
(Великобритания, Ford Focus RS WRC)
3 ч. 11 мин. 44,1 с.
Гарет Макхейл, Алан Херриман
(Ирландия, Великобритания, Ford Focus RS WRC)
3 ч. 12 мин. 47,5 c.

Результаты 75-го Wales Rally

Микко Хирвонен, Яармо Лехтинен
(Финляндия, Ford Focus RS WRC)
3 ч. 22 мин. 50,9 с.
Маркус Гронхольм, Тимо Раутиайнен
(Финляндия, Ford Focus RS WRC)
3 ч. 23 мин. 06,1 с.
Себастьян Леб, Даниель Элена
(Франция, Монако, Citroen C4 WRC)
3 ч. 24 мин. 23,9 с.
Петтер Солберг, Филип Миллс
(Норвегия, Великобритания, Subaru Impreza WRC)
3 ч. 25 мин. 48,2 с.
Даниель Сордо, Марк Марти
(Испания, Citroen C4 WRC)
3 ч. 26 мин. 05,2 с.
Мэттью Уилсон, Майкл Орр
(Великобритания, Ford Focus RS WRC)
3 ч. 30 мин. 23,8 с.
Крис Аткинсон, Стефан Прево
(Австралия, Великобритания, Subaru Impreza WRC)
3 ч. 31 мин. 20,4 c.
Манфред Штоль, Илка Минор
(Австрия, Citroen Xsara WRC)
3 ч. 31 мин. 45,5 с.

Результаты чемпионата мира

Зачет пилотов

  • Лоэб — 116 очков
  • Гронхольм— 112
  • Хирвонен — 99
  • Сордо — 65
  • П. Солберг — 47
  • Аткинсон — 31
  • Латвала— 30
  • Штоль — 13
  • Дюваль — 12

Зачет изготовителей

  • BP-Ford WRT — 212 очков
  • Citroen Total WRT — 183
  • Subaru WRT — 87
  • Stobart VK M-Sport Ford RT — 81
  • OMV Kronos Citroen WRT — 45
  • Munchi’s Ford WRT — 14