Снижение стоимости ОСАГО для российских автомобилей: польза или вред?

Член Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов («Единая Россия») предложил правительству снизить стоимость ОСАГО для российских автомобилей. Также Кутепов разработал законопроект об увеличении срока ремонта по ОСАГО с 30 до 45 дней из-за санкций – такую инициативу ранее поддерживал Минфин. Заместитель главы Минфина Алексей Моисеев заявлял, что автозапчасти для ремонта стало трудно доставать, и потому придется принять эту меру.

Предложения направлены вице-премьеру Дмитрию Григоренко. Сенатор считает, что страховка должна подешеветь для автомобилей с уровнем локализации не менее 600 баллов. Баллы локализации — система оценки уровня локализации производства в российском автопроме и судостроении. От количества набранных баллов зависит размер государственной поддержки и доступ к госконтрактам. Например, в 2021 году закупать для государственных нужд можно только автомобили со степенью локализации более 3200 баллов. Сварка кузова в РФ дает 400 баллов, окраска кузова – 500, использование российского металла не менее 70% от общей массы – 200, изготовление корпусных деталей рулевого механизма – 60.

Кутепов указывает, что в 2022 году зарегистрировано 1,8 миллиона нарушений, связанных с отсутствием у владельцев автострахования гражданской ответственности, согласно данным МВД. Это означает, что многие водители ездят без полисов ОСАГО. Главная причина, вероятно, заключается в том, что страховка не приносит автовладельцам реальной пользы. Предполагается, что новая мера послужит стимулом для оформления ОСАГО и покупки отечественных автомобилей. Размер скидки сенатор пока не назвал.

Первые отзывы на предложения неоднозначны. Уменьшение цены привлекает, но акцент на уровне в 600 баллов вызывает сомнения – такие показатели доступны даже при крупноузловой сборке автомобилей. Предложение о скидке на отечественные машины с высоким уровнем локализации, скорее всего, покажет минимальный эффект. Экономия в 1,5–2 тысячи рублей, вероятно, не послужит толчком к покупке отечественной модели, независимо от ее уровня локализации.

Другой критический подход утверждает, что локализация никак не связана с безопасностью дорожного движения. Говорить о высоких материях логичнее было бы стимулировать покупку автомобилей с электронными системами повышения безопасности. Связь стоимости ОСАГО с локализацией и безопасностью выглядит натянутой.
Страховщики поддерживают тенденцию к индивидуализации тарифов, однако напоминают, что автогражданка должна оценивать риски причинения автовладельцами ущерба другим участникам дорожного движения. «Национальность» машины с этим не связана. Снижение стоимости ОСАГО было бы оправдано для автовладельцев, которые по определению не причиняют вреда другим – за счет собственного мастерства или «навороченной» техники, предотвращающей аварии.

Существует и дополнительный момент. Независимо от обстоятельств, покупка полиса ОСАГО обязательна для всех. В просторечии: без него – только общественный транспорт. Любые уступки нарушителям закона, живущим по понятиям, кажутся неуместными. Призыв к приобретению полиса хоть в каких-то условиях звучит странно.

Заставлять следовать Закону неправильно с точки зрения экономики и политики.

Изображение: img.freepik.com

Что еще почитать:

В ЛДПР предложили стимулировать рождаемость выдачей автомашин семьям с новорожденными.

В ловушку кредитов: почему россияне берут автозаймы.

Что делать с брошенной на территории машины?