Скрытые патрули ГИБДД: как ловят нарушителей и реальная польза

«За рулём не заметит»: как тайные экипажи ДПС выявляют правонарушений и какую пользу приносят.

Скрытое патрулирование проводят уже несколько лет, однако в прошлом успех было не достигнут: большинство пойманных нарушителей требовали подтверждения своей вины – фото, видео и так далее. Гаишники отступали, но с нынешнего года операция возобновлена.

Изображение: img.freepik.com

При наружном наблюдении правоохранители действуют следующим образом: экипаж скрытого патруля сообщает через рацию другим инспекторам информацию о нарушителе ПДД (номер, цвет, марка машины, направление движения и пункт правил, который нарушен). Задержание и составление протокола осуществляют обычные инспекторы, работающие в паре с сотрудником «наружки» на стандартных автомобилях ДПС. Водитель не узнает реальный экипаж, который выявил его проступок. Инспектор, остановивший нарушителя, не является очевидцем нарушения – дело возбуждается на основании показаний коллеги из скрытого патруля. Эти автомобили не имеют спецсигналов и окраски ДПС. Инспекторы снимают нарушение на видео, находясь в обычном автомобиле МВД. Иногда запись ведется на смартфоны или бытовые камеры. Затем ролики с нарушениями отправляются ближайшему экипажу ДПС по маршруту следования скрытого патруля.

Изображение: img.freepik.com

Получение реальной пользы от такой работы скорее отрицательное. В Москве инспекторы с июня остановили несколько тысяч автомобилей: 725 автовладельцев получили штрафы за чрезмерную тонировку стекол, 257 – за нечитаемые или неправильно установленные номера. В 155 случаях фиксировали проезд на красный свет, а в 31 – движение по встречной полосе. В 44 эпизодах поймали пьяных водителей. Всё это хорошо, но основную проблему создают любители «опасного движения», их маневры почти невозможно зафиксировать на стационарных камерах. Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов отметил, что разговоры о серьезной ответственности для подрезающих других водителей и играющих в «шашечки» разбиваются об отсутствие доказательной базы. Однако инспекторы в штатском могут помочь в борьбе с этим явлением. Видеозапись с регистратора патрульного автомобиля без спецсигналов позволит понять, был ли маневр водителя необходимым для избежания столкновения или это обычное хулиганство на дороге.

Изображение: img.freepik.com

Другое массовое явление, раздражающее и унижающее всех нормальных водителей, – это нарушители правил движения. Что стоит направлять патрульный автомобиль туда, где требуется? «Урожай» будет заведомо богатым, а порядочные водители скажут за наказание хамов спасибо. Но этого пока что не видать. Гораздо проще направиться к месту очередной дорожной ловушки, где водители зачастую вынуждены нарушать правила из-за незаметных или по-дурацки установленных дорожных знаков. Такие действия приводят к дискредитации как ГИБДД в целом, так и скрытого патрулирования в частности.

Изображение: img.freepik.com

В ГИБДД считают, что скрытое патрулирование оказывает существенный профилактический эффект. Водители, осознавая возможность присутствия незаметных патрулей, дисциплинируются. Если водитель знает все привычные места расположения открытых патрулей и камер фотофиксации, то определить скрытый патруль бывает затруднительно или невозможно. Это оправдано: неразумно, когда нарушитель ведет себя безупречно там, где его действия контролируют, а хамит в местах, где его поведение незамечено.

Неуютно чувствовать, будто кто-то наблюдает? Конечно, неприятно. Но можно к этому подойти философски: пусть смотрят, как замечательно я управляю своим автомобилем!